09.03.2017
Редакция Naked Science

Неандертальцы могли использовать природные антибиотики и аспирин

В образцах зубов неандертальцев ученые обнаружили следы растений и грибов – естественных источников аспирина и пенициллина.

neander0

Некоторые бактерии, обитающие в ротовой полости, выделяют коктейль из белков и полисахаридов, который образует на зубах налет и позволяет им надежно прикрепляться к ним. В сочетании с веществом самой зубной эмали и пульпы он приводит к появлению зубного камня. В нем сохраняются «запертые» клетки микрофлоры рта, случайно попавшие сюда бактерии из воздуха и ЖКТ, клетки растительной и животной пищи. В подходящих обстоятельствах их ДНК в зубном камне сохраняется тысячи лет.

Такой материал был получен из останков неандертальцев, живших в Европе между 42 и 50 тыс. лет назад. С ним работала большая международная группа ученых под руководством Лауры Вайрих (Laura Weyrich) и Алана Купера (Alan Cooper) из Австралийского центра древней ДНК (ACAD) при Аделаидском университете. О неожиданных результатах этой работы они рассказывают в статье, опубликованной журналом Nature.

ДНК удалось выделить из останков четырех человек, найденных во время раскопок в пещере Спай на территории Бельгии и Эль-Сидрон в испанских Пиренеях. Судя по всему, «народная кухня» жителей тех и других мест сильно различалась: жившие севернее неандертальцы активно потребляли мясо диких овец и еще не вымерших шерстистых носорогов, а также грибы. В отличие от них, «испанцы» более полагались на растительную диету, включая орешки из хвойных шишек, древесную кору и даже лишайники.

При этом у одного из обитателей пещеры Эль-Сидрон ученые обнаружили ДНК тополя Populus trichocarpa, кора которого (как и кора некоторых других ивовых растений) содержит салициловую кислоту, прямой предшественник обыкновенного аспирина. У этих же останков авторы отметили следы тяжелой болезни зубов и абсцесса, а также кишечного паразита, что и заставило их предположить, что прием «аспиринсодержащего» растения именно этим человеком не был случайностью.

Болеутоляющие свойства ивовой коры и других родственных растений были известны людям еще с древности, однако находка отодвигает начало ее медицинского использования в намного более далекие времена. Но еще интереснее другое: в неандертальских образцах зубного камня ученые также заметили следы ДНК грибков Penicillium – источника пенициллина. Быть может, они знали и действие антибиотиков?..

«Применение антибиотиков было бы большим сюрпризом, ведь это за 40 тыс. лет до открытия пенициллина, – говорит Алан Купер. – Определенно, наши находки резко контрастируют с упрощенными представлениями о наших далеких родственниках».

В тех же образцах удалось обнаружить следы и других микроорганизмов, например архей Methanobrevibacter oralis, способных вызвать нарывы на слизистой. Авторы отмечают, что в целом микрофлора ротовой полости у «испанских» неандертальцев была ближе к нашим общим предкам, жившим в Африке, а вот у «бельгийских» – к ранним племенам охотников и первых фермеров.

Ученые кафедры высокомолекулярных соединений и коллоидной химии Университета Лобачевского изобрели способ доставки инсулина в хитозановых капсулах. Эксперименты на животных с моделированным сахарным диабетом показали: препарат действует на 20 процентов дольше инсулиновых инъекций.