Названы причины «отключения» звездообразования в галактиках
08.07.2016

Названы причины «отключения» звездообразования в галактиках

Группа ученых из Калифорнийского технологического института (США) и Ланкастерского университета (Великобритания) определила факторы, способствующие прекращению звездообразования в галактиках. Результаты исследования опубликованы в The Astrophysical Journal.

star_galaxy_glow_light_95414_3840x2400

В рамках исследования астрофизики проанализировали выборку из 70 тысяч галактик с помощью космического телескопа VISTA, предназначенного для сверхглубоких наблюдений в близком инфракрасном излучении. По итогам мониторинга ученые выделили две группы факторов, связанных с остановкой появления новых звезд, — внешние и внутренние.

К внешним факторам исследователи отнесли лобовое сопротивление в результате движения галактики к скоплению других галактик с последующей утратой газа; многократные столкновения с галактиками и плотностями с дальнейшим нарушением структуры; дефицит холодного газа, что приводит к отсутствию материала для воспроизводства светил.

Среди внутренних факторов прекращения звездообразования выделяются: наличие в теле галактики черной дыры, струи, ветра или тепловое изучение которой нагревает водород, препятствуя охлаждению газа; «звездный отток» — явление, при котором газ выталкивается из галактики, например, массивными молодыми звездами или вспышками сверхновых.

По словам астронома Бехнама Дарвиша, группа внешних факторов, скорее всего, остается актуальной последние 8 млрд лет, тогда как внутренние были характерны для ранней Вселенной. При этом «отключение» звездообразования внешними факторами происходит быстрее и эффективнее в случае крупных скоплений, внутренние факторы продуктивнее в плотных галактиках. В то же время обе группы факторов не являются изолированными друг от друга.

В ближайшее время исследователи намерены распространить полученные выводы на всю Вселенную, рассмотрев процесс звездообразования в масштабе «космической паутины».