07.12.2013
Редакция Naked Science

На Солнце обнаружены гигантские вихри плазмы

На поверхности Солнца обнаружены гигантские спиральные вихри, образующиеся в процессе конвекции.

giant-cell-flow-sun-1

Данные, собранные Обсерваторией солнечной динамики NASA (SDO), позволили ученым доказать существование гигантских спиральных конвекционных вихрей на поверхности Солнца. Еще 45 лет назад исследователи это предсказывали, однако обнаружить их удалось только сейчас.

Спирали, диаметром около100 тысяч километров, уходят почти на всю глубину конвекционного слоя звезды – на треть ее радиуса.

Длительность «жизни» такой спирали может составлять до нескольких месяцев. Вещество движется в них со скоростью порядка 30 км/ ч, и учитывая, что в более мелких вихрях на поверхности скорость намного больше, то это не так много.

Более мелкие элементы структуры на поверхности Солнца – гранулы и супергранулы – появляются и исчезают гораздо чаще. В гранулах плазма движется со скоростью около 11 тысяч км/ ч, и существуют они около 10-20 минут. А в супергранулах вещество вращается со скоростью 1800 км/ ч, и стабильно они могут существовать до 24 часов.

Разница между конвекцией вещества в плазме Солнца и земного воздуха невелика – более нагретые массы стремятся вверх, более холодные – вниз. Из-за вращения Солнца конвекционные потоки начинают закручиваться: в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном – против.