13.11.2017
Редакция Naked Science

На обращенной к Земле стороне Солнца исчезли пятна

Исследователи заявили об исчезновении пятен на обращенной к нам стороне cветила. По словам ученых, сейчас Солнце чисто внешне близко к «идеальности».

1463759803-5146-reuters

С весьма любопытными выводами поделились специалисты лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института им. П. Н. Лебедева. По словам ученых, количество пятен, которые считают главным показателем активности cветила, уменьшилось почти до нуля. Конкретно на стороне, обращенной к Земле, специалисты вообще не фиксируют пятен.

Ученые затрудняются сказать, присутствуют ли в данный момент пятна на обратной стороне Солнца. Однако, судя по фото двухнедельной давности, когда данная сторона была обращена к нам, пятен нет и там. Исследователи в шутку называют Солнце в его нынешнем виде «идеальным». Примерно так его себе представляли люди вплоть до XVII столетия.

Группа пятен на Солнце, сфотографированная в видимом свете / ©wikipedia

В целом, ничего экстраординарного с нашим светилом не происходит и едва ли стоит ожидать катастроф (хотя, безусловно, такие наблюдения представляют огромный интерес для науки). Раз в одиннадцать лет количество солнечных пятен увеличивается до предела, а затем уменьшается до минимума. Долгое время ученые не могли понять природу этого явления. Только в середине минувшего столетия исследователи выяснили, что с шагом в одиннадцать лет происходит изменение магнитного поля Солнца.

Дело в том, что пятна формируются в областях сильного магнитного поля. Когда напряженность поля максимальна, количество пятен также достигает максимума. Годы максимума характеризуются «взрывной» активностью светила, так как магнитная и связанная с ней электрическая энергия Солнца представляют собой основное «топливо» для солнечной активности. В те годы, когда напряженность поля снижена до минимума, активность также уменьшается.

Согласно прогнозам ученых, Солнце скоро достигнет очередного минимума: это, предположительно, произойдет в 2018–2019 годах. В первую очередь полностью пропадут сложные группы пятен и вспышки, неразрывно с ними связанные (мы это, похоже, наблюдаем как раз сейчас). После этого в солнечной короне всплывут новые потоки магнитного поля. Произойдет формирование новых пятен и начнется новый этап цикла длиной в одиннадцать лет.

Реконструкция солнечной активности за 11000 лет / ©wikipedia

Напомним, недавно ученые заявили, что «супервспышка», которая может, в частности, вывести из строя энергосистемы, навигацию и связь, может случиться на Солнце в ближайшие сто лет. Сами авторы исследования считают, что это явление нужно воспринимать столь же серьезно, как и угрозу со стороны астероидов.

Исследование ученых из Великобритании подтверждает, что основной причиной ордовикско-силурийского вымирания стали вулканические извержения.