Ученые оценили последствия «супервспышки» на Солнце — Naked Science

Ученые оценили последствия «супервспышки» на Солнце

Физики предсказывают, что «супервспышка», способная уничтожить энергосистемы, электронику, навигацию и связь, может произойти на Солнце в течение ближайших ста лет.

sn-solarflare

Время от времени на Солнце происходят взрывные выделения энергии – вспышки, которые охватывают все слои атмосферы звезды, в считанные секунды выделяя сотни миллиардов мегатонн в тротиловом эквиваленте. Помимо непосредственно фотонов, солнечные вспышки выбрасывают в космос быстрые потоки плазмы, которые через несколько дней достигают орбиты Земли, и если в этот момент планета окажется на пути, бомбардируют ее заряженными частицами.

Такая встреча может вызывать сильные геомагнитные бури, приводить к сбоям в работе электроники, а особенно – систем навигации и связи, которые используют орбитальные аппараты. Но случаются и особенно мощные «супервспышки», воздействие которых ярко ощущается даже на Земле. В 1859 г. одна из них вывела из строя телеграф по всей Европе и Северной Америке, а другая в 1989 г. привела к отказу работы энергосетей в Канаде.

Известный астрофизик из Гарвардского университета Абрахам Лёб (Abraham Loeb) и его коллега Манасви Лингам (Manasvi Lingam) рассмотрели возможные последствия таких «супервспышек» для современного человечества, которое намного больше полагается на чувствительные электрические, электронные и спутниковые системы. Статья ученых опубликована в The Astrophysical Journal.

«Солнце обычно воспринимается как друг, как источник жизни, но оно может быть и чем-то противоположным, – говорит Ави Лёб. – Все зависит от обстоятельств». По его данным, наиболее мощные и опасные «супервспышки» на солнцеподобной звезде могут происходить каждые 20 млн лет. Такие события способны разрушать озоновый слой и приводить к масштабной гибели экосистем. Однако для цивилизации опасность представляют и «супервспышки» поменьше.

Ученые подсчитали, что вспышка, подобная той, что была зарегистрирована в 1859 г., сегодня способна нанести ущерб величиной порядка 10 трлн долларов, повредив энергосистемы и сети коммуникаций, оставив «дыры» в озоновом слое. По их оценкам, такая «супервспышка» наверняка случится в течение ближайших 100 лет – и с вероятностью 12 процентов произойдет в следующее десятилетие. Авторы стараются привлечь внимание к этой проблеме – с тем чтобы человечество воспринимало Солнце хотя бы с такой же серьезностью, с какой воспринимается сегодня астероидная угроза.

Соединенные Штаты завершили строительство первых бомбардировщиков B-21. В будущем такие машины должны сменить B-1B и B-2 Spirit. Первый полет новый самолет может совершить в 2022 году.