Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
17.11.2015
Редакция Naked Science

Мозг человека оказался «гибче», чем у шимпанзе

Американские ученые пришли к выводу, что у человека генетический контроль над развитием мозга слабее, чем у шимпанзе. Именно это позволяет людям с большей легкостью адаптироваться к окружающей среде, осваивать новую культуру, письменность и приобретать новые знания на протяжении всей жизни.

126288240_0af54a7d2d_b

О результатах исследования, проведенного учеными из университета Джорджа Вашингтона в США, сообщает журнал Science. По словам ученых, главным отличием мозга человека от шимпанзе оказалось то, что наша нервная система обладает более высокой пластичностью и легче поддается внешнему влиянию. Этому способствует ослабленный генетический контроль над развитием мозга у человека, который позволяет нам с большей легкостью по сравнению с нашими собратьями шимпанзе адаптироваться к окружающей среде и получать новые знания и умения.

Чтобы узнать, как генетика влияет на формирование мозга, ученые с помощью магнитно-резонансной томографии (МРТ) изучили структуру мозга у 218 человек и 206 шимпанзе. «Подопытные» люди были близнецами-двойняшками, шимпанзе приходились друг другу близкими родственниками. Исследователей интересовали различия в величине мозга и его строении. Оказалось, что гены действительно сильно влияли на то, каким большим был мозг, что наблюдалось среди как людей, так и приматов. Причем родственники и среди людей, и среди обезьян имели очень похожие объемы головного мозга. Ученые выяснили, что гены также сильно влияют на работу и устройство мозга у шимпанзе. Что же касается людей, то близнецы-двойняшки имели большое различие в устройстве мозга. Влияние генов у людей ушло на задний план, наш мозг оказался более восприимчивым к внешним воздействиям.

По словам ученых, на развитие нашего мозга, формирование коры, мозжечка и нервной системы в наибольшей степени влияют не гены, а то, в какой среде мы живем в годы детства и с какими проблемами сталкиваемся в то время. Подобная изменчивость мозга – пластичность, как называют этот феномен нейрофизиологи, – вероятно, позволяла нашим предкам гибко приспосабливаться к новым условиям окружающей среды, переселяться из одного места в другое, а также осваивать культуру, письменность и приобретать новые знания на протяжении всей жизни. Как полагают ученые, увеличению пластичности мозга способствовала неразвитость этого органа у человеческих младенцев. Мозг у новорожденных шимпанзе более развитый. Из чего ученые делают вывод, что высокая пластичность и ослабленный генетический контроль над развитием мозга мог сделать обезьяну человеком.