Мобильные телефоны повысили риск рака у лабораторных крыс — Naked Science

Мобильные телефоны повысили риск рака у лабораторных крыс

Ученые обнаружили, что излучение мобильных телефонов способно повышать риск развития некоторых типов опухолей у самцов крыс. По словам исследователей, для людей использование телефонов не опасно.

fl_jason_snyder_-_rats

Представители Национальных институтов здравоохранения (NIH) США сообщили о завершении двух масштабных исследований воздействия излучения мобильных телефонов на организм животных. Ученые пришли к выводу, что это излучение способно повысить риск развития опухолей сердца у самцов крыс. У самок крыс и у мышей обоих полов такого эффекта не обнаружили. Авторы работ подчеркивают: дозы излучения, которые получали грызуны, значительно превышают те, с которыми сталкивается человек при использовании мобильного телефона.

Исследования включали около 3000 лабораторных животных, тесты проводились в реверберационной камере. Обычно такие камеры используют для изучения характеристик звука. Эти помещения изолируют от внешних звуков и вибраций, внутри камер устанавливают несколько отражающих пластин. В специально разработанную для экспериментов камеру также поместили несколько радиоантенн. Они воспроизводили уровень излучения, характерный для телефонов, поддерживающих технологии мобильной связи 2 и 3 поколения (2G и 3G).

Камеры и клетки для тестирования / © NTP

Исследования длились около двух лет. Клетки с животными ежедневно помещали в реверберационные камеры на 9 часов. По словам ученых, даже самое слабое излучение, которому подвергли грызунов, было значительно сильнее того, с которым сталкиваются люди, использующие мобильные телефоны постоянно.

Ученые установили, что излучение повысило у самцов крыс риск развития невриномы (шванномы) в области сердца. Шваннома — это, как правило, доброкачественная опухоль нерва. Чаще всего шванномы образуются в районе слухового нерва, и некоторые исследования связывали их с использованием мобильных телефонов. Однако у крыс шванномы, вероятно связанные с воздействием излучения, нашли только в области сердца, при этом у мышей и самок крыс повышенного риска не выявили. У животных нашли и другие типы опухолей, включая опухоли предстательной железы и печени, но ученые связывают их появление, скорее, с возрастом грызунов.

При этом ученые отметили, что самцы крыс, подвергавшиеся излучению, жили в среднем дольше. Возможно, воздействие излучения уменьшает склонность к хроническим заболеваниям почек, которыми часто страдают пожилые крысы. По словам исследователей, этот эффект также нельзя соотносить с человеческим организмом.

Представитель FDA Джеффри Шарен (Jeffrey Shuren) прокомментировал результаты исследований: «Даже с учетом того, что большинство взрослых людей используют мобильные телефоны ежедневно, мы не видим роста количества опухолей мозга. На основе имеющейся информации мы считаем, что современных стандартов безопасности мобильных телефонов достаточно для защиты здоровья людей».

Исследования опубликованы на сайте Национальной токсикологической программы Министерства здравоохранения и социальных служб США.