Милосердие связали с объемом серого вещества — Naked Science
11.04.2017

Милосердие связали с объемом серого вещества

Группа ученых из США, Италии и Австрии обнаружила, что способность к прощению проступков связана с объемом серого вещества в передней верхней височной борозде мозга.

Ключевым фактором при вынесении моральных и, в частности, судебных решений выступает информация о мотивах. В разных культурах, в том числе у детей, она является определяющей, когда намерения субъекта и последствия совершенного им поступка противоречили друг другу, например вред был нанесен по ошибке. Способность понимать такое противоречие описывается в рамках модели психики человека (theory of mind) — она позволяет оценить верования другого индивида и выстроить свое поведение в соответствии с этой оценкой. Согласно прошлым работам, функционально модель психики связана со неспецифической нейронной сетью, которая представлена височно-теменным узлом, вентромедиальной префронтальной корой и височным полюсом, однако то, как на мораль влияют структурные особенности мозга, изучено недостаточно.

Чтобы устранить этот пробел, сотрудники Гарвардского университета, Университета Триеста и других учреждений провели эксперимент с участием 42 здоровых итальянцев в возрасте 18–35 лет. На первом этапе добровольцы читали 36 коротких историй, которые, в зависимости от мотивов (нейтральных, отрицательных) и последствий (нейтральных, отрицательных) поступков действующего лица, условно делились на четыре категории (всего 144 варианта сценария). После прочтения испытуемые должны были вынести два суждения — о моральной допустимости поведения и степени вины персонажа. Субъективная оценка параметров проводилась с помощью визуальной цифровой семибалльной шкалы, при этом на протяжении всего эксперимента нейронная активность мозга участников измерялась методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Дизайн второго эксперимента и нейронная сеть, соответствующая модели психики человека / ©Indrajeet Patil et al., Scientific Reports, 2017

Затем, для выявления областей мозга, участвующих в атрибуции психического состояния, ученые использовали модифицированные анимации Фрит — Хаппе – анимированные ролики, персонажами которых выступают треугольники разных цветов. Перемещения этих геометрических фигур имитируют различные сценарии взаимодействия живых организмов, что позволяет проследить функциональную основу спонтанных ментализаций, например при аутизме. В своей работе группа моделировала такое взаимодействие большого красного и небольшого синего треугольников, как блеф, удивление, насмешка и другие. В качестве контрольных служили анимации с нейтральным и шаблонным «поведением» фигур. Полученные данные обрабатывались с помощью группового анализа независимых компонент.

Локализация левой передней височной борозды и отрицательная корреляция между объемом ее серого вещества и степенью осуждения / ©Indrajeet Patil et al., Scientific Reports, 2017

Согласно выводам, в первом эксперименте участники более критично оценивали персонажей, которые «осознавали» отрицательные последствия своих поступков, чем тех, чьи действия (в том числе потенциально вредные) не были основаны на умысле или привели к нейтральному результату. Анализ нейронной активности в эксперименте с анимацией показал, что анатомически модель психики человека базируется на передней и задней поясной коре, дорсомедиальной префронтальной коре, височном полюсе, верхней височной борозде. Примечательно, что активность этих участков слабо зависела от вектора моральных суждений, однако авторы выявили корреляцию между склонностью к критике за проступки и снижением серого вещества в левой передней височной борозде (средней височной извилине).

По мнению исследователей, объем серого вещества в передней височной борозде может влиять на моральные суждения человека и способность к пониманию чужих верований в целом. Так, в норме отсутствие отрицательных мотивов у объекта оценки служит весомым поводом для смягчения суждений, но уменьшение серого вещества в этой области может подталкивать к более суровым решениям. В дальнейшем итоги работы планируется проверить на более крупной выборке.

Подробности экспериментов представлены в журнале Scientific Reports.

Ранее психологи выяснили, с чем связано общественное порицание лицемерия. Оказалось, отношение к источнику моральной оценки сильно зависит от его собственной непогрешимости.