Технология Matchright позволит познакомиться с ребенком еще до его зачатия
14.04.2014

Технология Matchright позволит познакомиться с ребенком еще до его зачатия

С помощью новой технологии Matchright можно будет узнать о здоровье и внешних  чертах ребенка еще до его зачатия.

1617680_10152319551524589_6828014735667495222_o

Технология Matchright, разработанная компанией GenePeeks, позволяет создавать цифровые эмбрионы после смешивания ДНК двух людей, собирающихся стать родителями. В результате можно составить чёткое представление о здоровье гипотетического ребёнка этих людей, а также узнать о его внешних данных (цвет глаз, пигментация кожи, примерный рост и вес).

С помощью новой технологии, которая в конце текущего года станет доступна в двух американских клиниках фертильности, женщины смогут, к примеру, отсеивать тех доноров спермы, чьи гены, объединившись с генами предполагаемой матери, могут увеличить риск наследования генетических заболеваний.

В будущем технологию Matchright планируется распространить по всему миру.

Технология распознаёт любые заболевания и любые признаки, имеющие генетическое происхождение. В том числе и некоторые из тех, генетическая основа которых до сих пор не обнаружена. Но в приоритете, разумеется, именно медицинские проблемы. С помощью технологии могут быть выявлены такие редкие наследственные заболевания, как кистозный фиброз или болезнь Тея-Сакса, которые возникают у ребёнка лишь в том случае, когда оба родителя являются носителями мутации в единственном гене.

– Ли Сильвер (Lee Silver) из Принстонского университета

Обычно скрининг генетических нарушений включает в себя расшифровку ДНК будущих родителей. Matchright, используя эту информацию для воссоздания в цифровом виде процесса генетической рекомбинации, позволяет  медикам  взглянуть на набор генов возможных эмбрионов.

До того, как женщина выберет донора спермы, алгоритм GenePeeks представит тысячу гипотетических комбинаций для каждого претендента. Matchright позволяет обнаруживать мутации в отдельных генах, способные вызвать порядка 500 редких заболеваний. Заплатив около $2000 за данную услугу,  женщине предоставят список потенциально безопасных доноров.

Программное обеспечение определяет, какие мутации искать, основываясь на базе данных генов, связанных с различными условиями. Специалисты GenePeeks, чтобы проверить данный метод,  использовали  информацию неизвестных мужчины и женщины, чьи геномы были упорядочены в рамках проекта 1000 Genomes. Исследователям удалось создать цифровые эмбрионы возможных будущих детей, а также установить вероятность их заболеваемости различными наследственными недугами.

Эти исследования подтвердили способность системы предсказывать риски для будущих детей.  Но истинная ценность изобретения будет оценена лишь через несколько лет, когда родится определённое количество детей. Хотя даже тогда нельзя будет сбрасывать со счетов спонтанные мутации.

– Энн Моррисс (Anne Morriss), соучредитель

Компания GenePeeks намерена улучшить технологию для обнаружения сложных расстройств, на которые воздействуют кластеры генов (к примеру, шизофрении) или рака молочной железы. Однако здесь проблема заключается в том, что не всегда удается  понять, как взаимодействуют такие сложные генетические нарушения.

В настоящее время многие клиники ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) по всему миру уже проверяют доноров на десятки генетических нарушений, которые связанны с одиночными генными мутациями. Эти клиники также изучают семейную историю и проводят общие проверки здоровья. Однако заболевания, вызванные одиночными генными мутациями, воздействуют только на 4% населения.

В будущем планируется предложить технологию парам, желающим зачать ребёнка естественным путём. Информация о будущем ребенке, не связанная с заболеваниями, потенциальным родителям сообщаться не будет. За исключением случаев, если, скажем, к технологии прибегают бездетные или однополые пары, желающие родить ребёнка от донора, который был бы внешне  похож на обоих партнёров.