Кулинарную обработку пищи связали с риском диабета — Naked Science
24.08.2016
Редакция Naked Science

Кулинарную обработку пищи связали с риском диабета

Отказ от приемов обработки пищи, стимулирующих образование поздних продуктов гликирования (AGE), снижает риск развития сахарного диабета. Об этом свидетельствует исследование, проведенное учеными из Школы медицины Икана медицинского центра Маунт-Синай.

sugaraap2

Поздние, или конечные, продукты гликирования — результат химической реакции, возникающей вследствие фиксации свободных сахаров на молекулах белков. Гликирование — необратимый процесс, а избыточное накопление AGE в организме может нарушать функционирование белков и приводить к возникновению патологий, например ослаблению иммунитета или повреждению нейронов. Одним из факторов риска в этой связи является потребление печеных и жареных продуктов.

В основу нового исследования легли результаты предыдущей работы ученых. В 2014 году специалисты центра Маунт-Синай обнаружили, что высокие уровни AGE могут провоцировать нарушение толерантности к глюкозе, или преддиабет. При этом в головном мозге возникают патологические изменения, характерные для болезни Альцгеймера, в частности гибель нервных клеток и утрата синаптических связей. Данное исследование было направлено на оценку риска развития диабета.

Теперь авторы отобрали пациентов, страдающих ожирением, и разделили их на две группы: 61 человека с высоким (Reg-AGE) и 77 человек с низким (L-AGE) уровнем конечных продуктов гликирования. На время проведения эксперимента участники второй группы отказались от жареной и печеной пищи в пользу тушеной, а также пищи, приготовленной на медленном огне и на пару. Рацион первой группы (Reg-AGE) оставался неизменным и включал в себя жареную пищу и выпечку.

В начале и конце эксперимента у испытуемых брали образцы крови и мочи для определения инсулинрезистентности. Первичные тесты не выявили различий показателя между группами. По завершении эксперимента пациенты с L-AGE демонстрировали более высокую инсулинрезистентность, снижение веса, уровня окислительного стресса, воспалительных процессов. Вместе с тем у таких пациентов наблюдался рост защитного фактора белка сиртуина-1 (SIRT1).

«Повышение уровня AGE может выступать в роли маркера для диагностики и лечения в случае пациентов, страдающих ожирением. Даже при незначительной потере веса снижение AGE помогает предотвратить у них развитие сахарного диабета», — сообщил профессор Джейми Урибарри.

Простой алгоритм действий, предложенный австралийским врачом и серфером, позволит избежать смертельных исходов, связанных с укусом акулы в область нижних конечностей.