Краснокнижное фернамбуковое дерево получило родовое имя

Краснокнижное фернамбуковое дерево получило родовое имя

Международная группа ученых пришла к выводу, что вымирающие растения вида Пау-бразил относятся к отдельному роду. Результаты исследования представлены в журнале PhytoKeys.

2168823991_39e377a58a_b

Пау-бразил, или Цезальпиния ежовая (Caesalpinia echinata), — вид древесных растений из рода Caesalpinia. В дикой природе это дерево, также называемое фернамбуковым, почти не встречается из-за вырубки. До XX века пау-бразил выступало источником сырья для текстильного красителя красного цвета — им окрашивали, в том числе, элитные ткани. Сейчас его древесина используется для изготовления дирижерских палочек и смычков.

В новой работе ученые выделили и изучили геномную ДНК из листьев 205 представителей рода и сравнили их с образцами пау-бразил. Результаты показали, что эволюционно фернамбуковое дерево восходит к другой родовой линии, она получила название Paubrasilia (латинизация португальского названия). Кроме того, в ходе наблюдений авторы обнаружили внутри Caesalpinia три других ранее неизвестных рода: Hererolandia, Hultholia и Gelrebia.

По мнению ученых, выделение растения в отдельный род является символичным и должно обратить внимание общественности на угрозу его вымирания. Отмечается, что в настоящее время нетронутым остается только 7 процентов бразильского атлантического леса. Вырубка деревьев в регионе продолжается несмотря на подписание Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (CITES).

Фернамбуковое дерево является национальным растением Бразилии. По одной из версий, страна даже получила наименование в его честь. В XVI веке ареал пау-бразил был шире, и арабские купцы назвали местные земли Terra do Brasil (порт. brasa — «жар»). В свою очередь португальцы, которые первыми обнаружили Paubrasilia в Южной Америке, считали, что торговцы переправляли эту древесину в Европу в качестве сырья для древесного угля.