4 октября
ser007

Космический холод оказался полезен для шелковых нитей

При охлаждении до криогенных температур натуральный шелк становится еще прочнее, что делает его перспективным материалом для открытого космоса.

silk0

Несмотря на впечатляющий прогресс в создании новых материалов, шелк насекомых и пауков остается необычайно привлекательным природным полимером, который отличается замечательными прочностью и упругостью, безопасностью, теплоизолирующими свойствами — да и просто приятен на ощупь. Все эти свойства, конечно, пригодились бы в космосе, не только в кораблях и станциях, но и за бортом.

Однако неизвестно, насколько способен природный шелк выдерживать условия открытого космоса. При температуре, достигающей минус 200 °С и ниже, материалы обычно становятся слишком хрупкими. Испытания криогенной прочности шелка провели Чжэнчжун Шао (Zhengzhong Shao) и его коллеги из Университета Фудань в Шанхае. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Materials Chemistry Frontiers.

Авторы экспериментировали с шелком и куколками, охлаждая их до температуры жидкого азота (минус 196 °C). Шелк разных видов членистоногих по-разному реагировал на такое воздействие. Так, паутинные нити пауков-кругопрядов Nephila и нити коконов тутового шелкопряда становились прочнее при снижении температуры до минус 60 °C, однако при приближении к криогенным значениям.

Но вот шелк дубовых шелкопрядов Antheraea pernyi перенес охлаждение весьма успешно. Более того, его прочность на разрыв по мере охлаждения возрастала — вплоть до температуры жидкого азота. Ученые предполагают, что это связано с исключительно сложной структурой этого материала. Они планируют продолжить работу с ним и выяснить, какие особенности делают шелк дубовых шелкопрядов таким «космическим».

11 октября