Конструктор оказался «пространственно» полезнее головоломки

Конструктор оказался «пространственно» полезнее головоломки

Психологи из Университета штата Индиана обнаружили, что конструкторы способствуют развитию пространственного восприятия детей в большей степени, чем настольные игры. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.

В основу работы легли результаты предыдущих исследований, направленных на изучение связи между играми и пространственным восприятием. Так, в 2015 году группа ученых из США показала, что конструкторы, головоломки и настольные игры повышают визуально-пространственные способности детей в большей мере, чем, например, рисование или езда на велосипеде. Кроме того, по данным другой группы, такие игры положительно влияют на способности к математике.

В новом исследовании ученые из Индианы провели сравнительный анализ конструктора и головоломки в части визуально-пространственного развития детей. Участие в эксперименте приняли 28 испытуемых в возрасте восьми лет. Они были равномерно распределены на две группы по критериям, связанным с пространственным восприятием: полу, музыкальным и математическим навыкам, а также социально-экономическому статусу родителей.

В течение пяти дней с детьми проводились занятия в игровой форме: одна группа играла в конструктор Blocks Rock, другая — в головоломку Scrabble (аналог «Эрудита»), продолжительность сессии составляла 30 минут. Перед и после каждой сессии участники проходили обследование с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) для измерения гемодинамических реакций в головном мозге, а также тест на ментальное вращение.

В случае детей, решавших головоломку, фМРТ не выявила выраженной активации «пространственных» структур мозга, после игры у них также не наблюдалось улучшение результатов в тесте на ментальное вращение. В другой группе конструктор увеличивал активацию отделов, связанных с моторикой и восприятием пространства, — передней доли мозжечка и веретенообразной извилины. Эти дети также демонстрировали рост показателей в психологическом тесте.

По словам ученых, результаты свидетельствуют о том, что конструирование, вероятно, сильнее стимулирует пространственные навыки детей. Решая такие задачи, ребенок учится фрагментировать систему, осваивая отношения между элементами, и формировать целостный образ объекта — прежде всего в уме. Также авторы вновь указали на пользу конструкторов для математических способностей, поскольку в основе математики лежит развитое абстрактное мышление.

Ментальное вращение — когнитивный процесс, при котором испытуемый определяет, идентичны ли предъявленные изображения или одно представляет собой отражение другого. Большое влияние на скорость принятия такого решения у человека оказывает угол поворота одной из фигур относительно образца, тогда как, например, для голубей угол поворота незначителен. Детям в эксперименте предлагалось пройти тест, стимулом в котором выступали буквы.