• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12.09.2023
НИУ ВШЭ
709

В НИУ ВШЭ опровергли гипотезу, что развитие мозга детей-аутистов нормализуется к школьному возрасту

4.4

Увы, но в 8-14 лет характеристики серого вещества детей с расстройствами аутистического спектра все еще отличаются от типично развивающихся сверстников. К такому выводу пришли нейроученые НИУ ВШЭ.

Кадр из к/ф «Слово на букву А»
Кадр из к/ф «Слово на букву А» / © Getty images / Автор: Cloelia Andronicus

Долгое время считалось, что нетипичное развитие мозга детей с расстройствами аутического спектра (РАС) характерно только для дошкольного возраста. Но на деле, аномальное развитие отдельных участков мозга детей с РАС наблюдается, как минимум, до возраста начальной школы, что, в свою очередь, приводит к речевым дефицитам.

Группа исследователей, включающая сотрудников Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Милитину Гомозову, Алину Миннигулову и Ольгу Драгой, сравнила характеристики мозга детей с расстройствами аутического спектра (РАС) и их типично развивающихся сверстников в возрасте от 8 до 14 лет. Данные были получены с помощью морфометрического анализа структурной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что младшие школьники и подростки с РАС имеют отличия как в объеме и толщине серого вещества, так и в «извилистости» коры головного мозга, особенно в регионах, критически вовлеченных в речевую функцию. Исследование подобного рода было проведено впервые. Результаты работы опубликованы в Scientific Reports, одном из журналов группы Nature.

Расстройство аутического спектра (РАС) представляет собой группу патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга и влияющими на коммуникативные навыки и социальное поведение. Часто дети с РАС имеют сопутствующие речевые нарушения, которые могут варьировать от речевого дефицита до полной невербальности (неспособности говорить). Авторы отмечают, что причины речевых трудностей при РАС до сих пор недостаточно изучены.

Согласно предыдущим исследованиям, мозг детей с РАС развивается атипично. Так, наблюдается чрезмерный рост общего объема мозга у детей с РАС по сравнению с их сверстниками, не имеющими такого диагноза. Аномальный рост объема мозга был зафиксирован среди младенцев, у которых впоследствии диагностировали РАС.

Ученые утверждают, что увеличение объема мозга не считается постоянным признаком РАС в разных возрастах. Подавляющее большинство исследований касалось малышей и дошкольников с РАС, в то время как исследования школьников, а также взрослых с РАС более ограничены и противоречивы. Какие-то из них указывают на увеличение объема мозга при наличии РАС, а какие-то, наоборот, на уменьшение по сравнению с контрольными группами.

Что касается речевых нарушений при РАС, которые оказались в фокусе новой работы, то в целом исследования подтверждают их связь с различными структурными изменениями головного мозга. Но и в этом аспекте также выявлены противоречивые закономерности. Например, одни работы продемонстрировали связь речевых нарушений при РАС с уменьшением толщины серого вещества мозга в лобных и височных долях коры левого полушария мозга. В то же время другие указали на связь подобных нарушений с большей толщиной коры в височно-лобной доле.

При этом все исследования связи речевых функций и особенностей развития мозга касаются в основном дошкольников. И до получения результатов новой работы было не вполне достоверно известно, как развивается мозг детей с РАС в более старшем возрасте, а также как это влияет на их речевые функции. В исследовании приняли участие 36 детей-правшей в возрасте от 8 до 14 лет — 18 детей с РАС и 18 их типично развивающихся сверстников. Испытуемые с РАС были отобраны для исследования с помощью Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутического спектра.

В ходе исследования использовался морфометрический метод на данных структурной МРТ. Для каждого участника, как отмечают авторы, были получены структурные МРТ всего мозга с хорошим разрешением. Также у испытуемых измерялся уровень невербального интеллекта и применялась батарея тестов для оценки уровня речевого развития, оценивающая понимание, порождение и повторение речи на всех лингвистических уровнях (фонологическом, лексико-семантическом, морфо-синтаксическом, дискурсивном).

Помимо этого детей с РАС обследовал клинический психолог, а 16 из 18 таких ребят прошли дополнительное обследование у психиатра. Родители обеих групп детей заполняли специальные анкеты, результаты которых оказались согласованы с диагнозом. Все дети имели нормальный слух и нормальное или скорректированное до нормального зрение.

Структурная МРТ — чувствительный и точный инструмент, который позволяет исследовать анатомические особенности структур и подструктур головного мозга человека, в том числе объем белого и серого вещества, его толщину, объем спинномозговой жидкости, глубину извилин и так далее.

Результаты тестов, связанных с речевым развитием, подтвердили значительную разницу в языковых способностях между группами детей — участники с РАС набрали гораздо меньше баллов, чем их сверстники из контрольной группы. Также дети с РАС показали более высокую вариабельность в результатах IQ — от очень низкого 40 до нормального 118, а также в уровне языковых способностей — от неспособности говорить до нормального уровня речевого развития.

Что касается характеристик мозга, то у детей с РАС они оказались атипичными по многим параметрам. Например, обнаружилось значительное снижение общего объёма и толщины серого вещества, при этом в объемах белого вещества не было зафиксировано различий. Также у детей с РАС в разных отделах головного мозга был выше индекс гирификации.

Гирификация — процесс формирования извилин в головном мозге. Индекс гирификации отражает этот процесс, грубо говоря — это степень извилистости коры.

При дальнейшем анализе выяснилось, что патологическое уменьшение толщины серого вещества в височных и лобных долях коры головного мозга, отвечающих за речевые функции, связано с серьезными нарушениями речи у детей с РАС. Та же самая связь обнаружилась и в ситуации патологического увеличения индекса гирификации. Иными словами, чем ниже был объём серого вещества в зонах, отвечающих за речь, тем хуже с ней обстояли дела у детей с РАС.,А чем выше оказывалась извилистость в отделах мозга, связанных с речью, тем серьезнее были соответствующие нарушения.

Проведенное исследование стало первым, в котором оценивалась связь между многочисленными структурными характеристиками мозга и уровнем речевого развития детей-аутистов. Авторы отмечают, что их результаты не подтверждают теорию «нормализации» развития мозга у детей-аутистов к школьному возрасту. Более того, оказалось, что аномальное развитие мозга у школьников с РАС связано с речевыми нарушениями. Это важный вывод, поскольку он дает понимание специфики развития РАС на протяжении более длительного периода жизни.

Однако новая работа имеет ряд ограничений, а для обобщения результатов необходима более крупная выборка участников. Также нужны исследования, которые бы давали ответы на вопросы, например, о том, могут ли показатели серого вещества, а также индекс гирификации предсказывать речевое развитие в более старших возрастных периодах. Кроме того, пока не вполне ясно, являются ли выявленные взаимосвязи характерными только для РАС или могут проявляться при других расстройствах. Продолжение исследований в этом направлении должно помочь в будущем более эффективно решать проблемы коррекции развития детей с РАС. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 14:10
Редакция Naked Science

Третий эпизод показывает ситуацию на Земле будущего в то самое время, когда передовые отряды человечества пытаются колонизировать другие миры. Похоже, энтузиазм исследователей в мире сериала возник не от оптимизма, а от жестокой необходимости. Видео переведено на русский специально для пользователей Naked Science.

Позавчера, 14:32
Полина Меньшова

Память устроена не так, как предполагают большинство людей исходя из субъективного опыта. Улучшить ее и перестать забывать о рутинных действиях помогут специальные техники, рассказали психологи из США в новой книге.

28 апреля
Редакция Naked Science

Второй эпизод рассказывает о еретичке, которая предстает перед своими обвинителями, но в итоге сама им выносит приговор. Видео переведено на русский язык специально для Naked Science.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

25 апреля
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

27 апреля
Редакция Naked Science

Первый эпизод рассказывает об исследователе, который посещает различные планеты в поисках инопланетной жизни. Видео переведено на русский специально для пользователей Naked Science.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

17 апреля
НИУ ВШЭ

Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена генетическая история носителей местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей кобанской культуры, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили ее с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей кобанской культуры как древнего генетического моста между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: