Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ опровергли гипотезу, что развитие мозга детей-аутистов нормализуется к школьному возрасту
Увы, но в 8-14 лет характеристики серого вещества детей с расстройствами аутистического спектра все еще отличаются от типично развивающихся сверстников. К такому выводу пришли нейроученые НИУ ВШЭ.
Долгое время считалось, что нетипичное развитие мозга детей с расстройствами аутического спектра (РАС) характерно только для дошкольного возраста. Но на деле, аномальное развитие отдельных участков мозга детей с РАС наблюдается, как минимум, до возраста начальной школы, что, в свою очередь, приводит к речевым дефицитам.
Группа исследователей, включающая сотрудников Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Милитину Гомозову, Алину Миннигулову и Ольгу Драгой, сравнила характеристики мозга детей с расстройствами аутического спектра (РАС) и их типично развивающихся сверстников в возрасте от 8 до 14 лет. Данные были получены с помощью морфометрического анализа структурной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что младшие школьники и подростки с РАС имеют отличия как в объеме и толщине серого вещества, так и в «извилистости» коры головного мозга, особенно в регионах, критически вовлеченных в речевую функцию. Исследование подобного рода было проведено впервые. Результаты работы опубликованы в Scientific Reports, одном из журналов группы Nature.
Расстройство аутического спектра (РАС) представляет собой группу патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга и влияющими на коммуникативные навыки и социальное поведение. Часто дети с РАС имеют сопутствующие речевые нарушения, которые могут варьировать от речевого дефицита до полной невербальности (неспособности говорить). Авторы отмечают, что причины речевых трудностей при РАС до сих пор недостаточно изучены.
Согласно предыдущим исследованиям, мозг детей с РАС развивается атипично. Так, наблюдается чрезмерный рост общего объема мозга у детей с РАС по сравнению с их сверстниками, не имеющими такого диагноза. Аномальный рост объема мозга был зафиксирован среди младенцев, у которых впоследствии диагностировали РАС.
Ученые утверждают, что увеличение объема мозга не считается постоянным признаком РАС в разных возрастах. Подавляющее большинство исследований касалось малышей и дошкольников с РАС, в то время как исследования школьников, а также взрослых с РАС более ограничены и противоречивы. Какие-то из них указывают на увеличение объема мозга при наличии РАС, а какие-то, наоборот, на уменьшение по сравнению с контрольными группами.
Что касается речевых нарушений при РАС, которые оказались в фокусе новой работы, то в целом исследования подтверждают их связь с различными структурными изменениями головного мозга. Но и в этом аспекте также выявлены противоречивые закономерности. Например, одни работы продемонстрировали связь речевых нарушений при РАС с уменьшением толщины серого вещества мозга в лобных и височных долях коры левого полушария мозга. В то же время другие указали на связь подобных нарушений с большей толщиной коры в височно-лобной доле.
При этом все исследования связи речевых функций и особенностей развития мозга касаются в основном дошкольников. И до получения результатов новой работы было не вполне достоверно известно, как развивается мозг детей с РАС в более старшем возрасте, а также как это влияет на их речевые функции. В исследовании приняли участие 36 детей-правшей в возрасте от 8 до 14 лет — 18 детей с РАС и 18 их типично развивающихся сверстников. Испытуемые с РАС были отобраны для исследования с помощью Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутического спектра.
В ходе исследования использовался морфометрический метод на данных структурной МРТ. Для каждого участника, как отмечают авторы, были получены структурные МРТ всего мозга с хорошим разрешением. Также у испытуемых измерялся уровень невербального интеллекта и применялась батарея тестов для оценки уровня речевого развития, оценивающая понимание, порождение и повторение речи на всех лингвистических уровнях (фонологическом, лексико-семантическом, морфо-синтаксическом, дискурсивном).
Помимо этого детей с РАС обследовал клинический психолог, а 16 из 18 таких ребят прошли дополнительное обследование у психиатра. Родители обеих групп детей заполняли специальные анкеты, результаты которых оказались согласованы с диагнозом. Все дети имели нормальный слух и нормальное или скорректированное до нормального зрение.
Результаты тестов, связанных с речевым развитием, подтвердили значительную разницу в языковых способностях между группами детей — участники с РАС набрали гораздо меньше баллов, чем их сверстники из контрольной группы. Также дети с РАС показали более высокую вариабельность в результатах IQ — от очень низкого 40 до нормального 118, а также в уровне языковых способностей — от неспособности говорить до нормального уровня речевого развития.
Что касается характеристик мозга, то у детей с РАС они оказались атипичными по многим параметрам. Например, обнаружилось значительное снижение общего объёма и толщины серого вещества, при этом в объемах белого вещества не было зафиксировано различий. Также у детей с РАС в разных отделах головного мозга был выше индекс гирификации.
При дальнейшем анализе выяснилось, что патологическое уменьшение толщины серого вещества в височных и лобных долях коры головного мозга, отвечающих за речевые функции, связано с серьезными нарушениями речи у детей с РАС. Та же самая связь обнаружилась и в ситуации патологического увеличения индекса гирификации. Иными словами, чем ниже был объём серого вещества в зонах, отвечающих за речь, тем хуже с ней обстояли дела у детей с РАС.,А чем выше оказывалась извилистость в отделах мозга, связанных с речью, тем серьезнее были соответствующие нарушения.
Проведенное исследование стало первым, в котором оценивалась связь между многочисленными структурными характеристиками мозга и уровнем речевого развития детей-аутистов. Авторы отмечают, что их результаты не подтверждают теорию «нормализации» развития мозга у детей-аутистов к школьному возрасту. Более того, оказалось, что аномальное развитие мозга у школьников с РАС связано с речевыми нарушениями. Это важный вывод, поскольку он дает понимание специфики развития РАС на протяжении более длительного периода жизни.
Однако новая работа имеет ряд ограничений, а для обобщения результатов необходима более крупная выборка участников. Также нужны исследования, которые бы давали ответы на вопросы, например, о том, могут ли показатели серого вещества, а также индекс гирификации предсказывать речевое развитие в более старших возрастных периодах. Кроме того, пока не вполне ясно, являются ли выявленные взаимосвязи характерными только для РАС или могут проявляться при других расстройствах. Продолжение исследований в этом направлении должно помочь в будущем более эффективно решать проблемы коррекции развития детей с РАС.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Работать под началом шефа-абьюзера тяжело, но свежее исследование показало, что бывают варианты похуже. Ученые выяснили, что еще негативнее на моральный дух и производительность труда сотрудников влияет, когда во главе команды стоит самодур, у которого вспышки агрессии непредсказуемо сменяются этичным поведением.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии