Кивательный синдром связали с возбудителем речной слепоты

Кивательный синдром связали с возбудителем речной слепоты

Американские ученые определили возбудитель кивательного синдрома — им оказался паразитический червь Onchocerca volvulus. Результаты работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

onchocerca_volvulus_01

Кивательный синдром представляет собой редкое заболевание неизвестной природы, которое встречается в Восточной Африке. Патология выражается в припадках, в ходе которых пациент (часто — ребенок) каждые несколько секунд совершает непроизвольные кивательные движения головой. По одной из гипотез, заболевание является аутоиммунным, однако его биомаркеры неизвестны.

В новой работе ученые из Национальных институтов здоровья (США) и других учреждений обследовали 110 жителей Уганды в возрасте от пяти до 17 лет. Для анализа авторы использовали спинномозговую жидкость. Результаты показали, что в ликворе пациентов с кивательным синдромом содержится повышенный уровень антител к белку лейомодину-1 — в норме он экспрессируется в гладких мышцах.

Высокий уровень лейомодина-1 также был найден в мозге пациентов, в частности в гиппокампе. Последующий анализ показал, что структурно леймодин-1 подобен ряду белков гельминта O. volvulus — этот паразит является возбудителем онхоцеркоза, который распространен в Африке. По мнению авторов, иммунная система пациента может «путать» белки червя с лейомодином-1, поражая собственные клетки.

Предполагается, что эффективными в случае кивательного синдрома могут стать иммунодепрессанты. Однако ученые не исключают, что заболевание может вызывать сочетание факторов, например недоедание и генетические особенности. По другой гипотезе, рост антител является результатом синдрома, а не причиной: после гибели нейронов белок попадает в кровь, чем и вызывает иммунный ответ.