16.01.2014
Редакция Naked Science
2 107

Химики создали искусственную живую клетку

Сделан важный шаг на пути построения полимерных организмов.

1-firstplastic

Ученым впервые удалось создать искусственную эукариотическую клетку с работающими органеллами, способными вступать в химические реакции.

Эукариотические клетки, в отличие от прокариотических, обладают особыми органеллами, имеющими свой генетический аппарат, размножающихся делением и окружённых мембраной. Эти органеллы постоянно вступают в сложные химические реакции в очень ограниченном пространстве.

Такой эффективности до сих пор невозможно было достичь в химических лабораториях. Ученым из Университета Радбуд в Немейгене (Нидерланды) впервые в мире удалось воссоздать эукариотическую клетку из полимеров.

«Наши конкуренты обычно работают ближе к биологии, например, пытаются создавать клетки из жирных кислот. Возможно, и мы займемся этим в будущем, ? объясняет профессор Ян ван Хест, который вместе со своим аспирантом Руудом Петерсом реконструировал органеллы. ? Наша ближайшая задача ? наладить самообеспечение клетки энергией.

В качестве базовой структуры исследователи использовали каплю воды, вокруг которой построили полимерную клетку. Полученное образование, подобно природным эукариотическим клеткам, обладает разделенными мембранами, органеллами.

Внутри искусственной клетки проходят сложные химические реакции, похожие на природные, с участием ферментов. Используя флюоресцентное освещение, ван Хест и Петерс сумели показать цепь химических реакций, доказывающую работу органелл в полимерной клетке.

«Мы пытаемся взять под контроль движение химических элементов к органеллам внутри клетки, ? добавляет ван Хест. ? Если это удастся, мы получим ценные сведения для понимания процессов, происходящих внутри живых клеток».

Исследование ученых было опубликовано в последнем номере журнала Angewandte Chemie.