Керамические чаши уточнили рацион людей 8000 лет назад — Naked Science

Керамические чаши уточнили рацион людей 8000 лет назад

Анализ белков, сохранившихся в чашах и других сосудах доисторической стоянки в Центральной Анатолии в Турции, показал, что именно ели древние люди. Из мяса в основном это была баранина и козлятина, а из растений — горох и пшеница.

181909_web

Международная группа исследователей из Института человеческого развития Общества Макса Планка, Свободного университета Берлина и Йоркского университета смогла уточнить детали диеты жителей поселения Чаталхёюк эпохи керамического неолита и энеолита в Центральной Анатолии. Статья об этом вышла сегодня в журнале Nature Communications.

Поселение Чаталхёюк существовало в период с 7400 год до н. э. по 5600 год до н. э. Ученые пока точно не знают, по какой причине люди выбрали именно это место для постройки поселения. Ранее археологи предполагали, что началось все с разведения сельскохозяйственных угодий, однако, как показали поздние находки, жители Чаталхёюка вели скорее охотничье-собирательский образ жизни. Причина, по которой они позже оставили поселение, тоже неясна.

Исследователи занимаются раскопками на месте этой доисторической стоянки уже более 25 лет, поэтому она считается одной из самых изученных. Постройки и артефакты в Чаталхёюке хорошо сохранились, и археологи смогли провести тщательную работу над сосудами древних людей, найденными в западном кургане поселения. Все изделия датированы периодом от 5900 до 5800 года до н. э. На внутренней поверхности этой керамической посуды были найдены остатки белка от содержимого чаш. Их ученые и проанализировали.

Оказалось, в чашах жители Чаталхёюка хранили зерна, бобовые, мясо и молочные продукты, анализ позволил даже определить, какое именно мясо и какой вид растительной пищи это был. В основном древние люди хранили в посуде продукты, сделанные из молока коз и овец, их мясо, и изредка мясо коров и оленей. Несмотря на то, что кости этих животных уже были найдены на раскопках ранее, анализ жиров в посуде впервые помог определить, какие конкретно виды разводило население Чаталхёюка. Помимо продуктов животного происхождения, в чашах обнаружились остатки зерновых культур, а именно — ячменя и пшеницы, а также бобовых, чаще всего гороха.

Интересно, что в одном из сосудов ученые обнаружили остатки белков, характерных для молочной сыворотки. Это значит, что люди 8000 лет назад уже знали технологии превращения молока в творог и сыворотку.

Археологи уточняют, что перечисленными выше продуктами рацион жителей Чаталхёюка не ограничивался. Не всю пищи они хранили в такой керамической посуде. Тем не менее это первый раз, когда на стоянке в Центральной Анатолии было четко установлено такое разнообразие продуктов, употреблявшихся древним народом.

На днях ученые также рассказали, что химический анализ состава древнего кувшина помог им получить доказательства связи керамического ремесла с опиоидами.