Карлик и его планета — Naked Science

Карлик и его планета

WISE

В 2012 году астрономы сообщили об обнаружении экзопланеты всего в 4,3 световых годах от Земли ? у одного из участников ближайшей к Солнцу звездной системы Альфа Центавра. Однако другой группе исследователей подтвердить находку не удалось, и существование планеты Альфа Центавра B b до сих пор остается под вопросом. Но даже если ее и нет, второй кандидат на звание ближайшей к Земле экзопланеты уже на подходе ? всего на 2,3 световых года дальше.

Третья по расстоянию от нас звездная система WISE J104915.57-531906 стала известна лишь в прошлом году: она представляет собой пару тусклых коричневых карликов, объектов, занимающих промежуточное положение между планетами и звездами. Вряд ли удивительно, что расположенные в плоскости галактики, на фоне множества ярких звезд, они долгое время скрывались от наблюдателей. И вот европейские астрономы во главе с Генри Боффином (Henri Boffin) решили изучить эту новинку внимательнее.

Астрометрические наблюдения позволили им с большой точностью установить положения и скорости движения карликов WISE J104915.57-531906, уточнить расстояние до системы. По новой оценке, масса одного из них составляет около 30-ти масс Юпитера, а второго ? около 50-ти. Оборот одного вокруг другого занимает примерно 20 лет. При этом в их орбитах наблюдаются небольшие возмущения, которые может создавать планета массой всего втрое больше Юпитера, вращаясь вокруг одного, а может, сразу обоих коричневых карликов.

Если находка подтвердится другими наблюдениями, она станет девятой известной нам планетой, которая находится близ коричневого карлика, а главное ? ближайшей к Земле. Если, конечно, не прояснится ситуация с Альфа Центавра В b.