26.10.2016
Редакция Naked Science

Канадцы объяснили противовирусные свойства клюквы

Канадские ученые обнаружили, что экстракт клюквы может нарушать чувство кворума бактерий-возбудителей инфекционных заболеваний и снижать их вирулентность. Результаты работы опубликованы в Scientific Reports.

cranberry
©Wikipedia / Автор: Екатерина Лебедева

Клюква (Oxycoccus) — группа съедобных растений, плоды которых используются в пищевой промышленности. За счет высокого содержания витаминов, органических кислот и сахаров ягоды клюквы также могут применяться как противоцинготное средство, при ангине и простуде. Прежние исследования показали, что в клюкве, в частности в североамериканской (Vaccinium macrocarpon L), содержатся проантоцианидины — мощные антиоксиданты.

В новой работе ученые проанализировали действие клюквы на штаммы четырех видов бактерий: золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus), фиолетовая хромобактерия (Chromobacterium violaceum), синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginosa) и бурхолдерия амбифария (Burkholderia ambifaria). Авторы заражали инфекциями дрозофилу фруктовую (Drosophila melanogaster), после чего обрабатывали некоторых насекомых экстрактом сока ягод клюквы.

Результаты показали, что продолжительность жизни животных из экспериментальной группы была выше, чем у тех, что не прошли обработку. По словам авторов, содержащиеся в ягодах проантоцианидины могут нарушать чувство кворума бактерий — их способность координировать действия посредством молекулярных сигналов. Также экстракт сократил вирулентность возбудителей, смягчив тяжесть заболевания.

«Это значит, что клюква может выступать в качестве оружия против инфекций и потенциально минимизировать зависимость от антибиотиков в глобальном масштабе», — сообщила соавтор работы Натали Туфенкжи (Nathalie Tufenkji).