Как избавиться от марсианской пыли? — Naked Science
26.12.2013

Как избавиться от марсианской пыли?

НАСА собирается почистить пыль на Марсе и Луне.

NASA's Dust Buster

Лунная пыль представляет серьезную опасность. Каждая песчинка ? все равно, что острый осколок разбившегося стекла; ведь на Луне не бывает дождей или ветра, которые шлифуют годами земные пески. Во время экспедиций Аполлона пыль проникала и заклинивала драгоценное оборудование, проходила даже сквозь защитный слой скафандров астронавтов, вызывая серьезную потерю давления.

На Марсе возникают иные проблемы. Сильные бури на Красной Планете нередко закидывали  солнечные батареи толстым слоем песка, фактически лишая марсоходы энергии, так что тем ничего не оставалось, как ждать попутного ветра, который смог бы вновь очистить панели. Если же инопланетная пыль проникнет в систему вентиляции во время будущей экспедиции на Марс, последствия будут катастрофичны: песчинки могут оказаться токсичными, что приведет к повреждению или отказу легких космонавтов при выходе на поверхность планеты.

Решение проблемы существует. Более того, оно было предложено еще в 1967 в работе исследователей НАСА. Все очень просто: как давно известно,  поверхность даже с небольшим электрическим зарядом способна отталкивать пыль.

Однако космическое агентство не вспоминало об этой работе до 2003 года, когда Карлос Калл и его коллеги из Космического Центра Кеннеди во Флориде не решили применить эту технологию для марсоходов. Всего нескольких милливаттов энергии оказалось достаточно, чтобы смести 99 процентов всей пыли в условиях, приближенных к марсианским или лунным.

Группа Калла протестировала провода из различных материалов для основных типов поверхностей марсоходов. Ток в проводах из сплава оксида индия и олова отлично защищает солнечные батареи; алюминиевые и серебряные хорошо себя показали в применении к тонким пленкам, отражающим солнечные лучи. Медные же провода эффективно отталкивают пыль от белых теплоизолирующих панелей.

В настоящее время группа тестирует проводящие ток краски из углеродных нанотрубок, которые можно нанести на одежду и использовать для защиты скафандров. В 2016 году НАСА собирается впервые опробовать новые технологии уже на деле, в космосе.