25.05.2016
Редакция Naked Science

Известное болеутоляющее признали эффективным для профилактики рака

Болеутоляющий препарат Целебрекс, широко применяемый для купирования симптомов ревматоидного артрита, способен тормозить развитие нейрофиброматоза и, как следствие, рака. Об этом свидетельствуют результаты эксперимента, проведенного на базе Исследовательского института Скриппса (США).

aleve-569311fe5f9b58eba48fa5b9

Целебрекс — противовоспалительное жаропонижающее средство с действующим веществом целекоксиб, механизм работы которого основан на блокировании фермента циклооксигеназы-2 (ЦОГ-2). Последняя, помимо прочего, играет важную роль в синтезировании простагландинов — физиологически активных веществ, также называемых внутриклеточными гормонами — и стимулировании роста раковых клеток. Содержание ЦОГ-2 в здоровых тканях снижено и избыточно в пораженных.

В рамках исследования ученые проанализировали влияние целекоксиба на развитие нейрофиброматоза II типа (НФ2) — аутоимунного заболевания, предрасполагающего к возникновению онкологических осложнений у человека.

В качестве испытуемых выступили животные с измененным геном НФ2: ежедневно они получали дозу препарата, после чего статус спровоцированной опухоли оценивался посредством компьютерной визуализации. Результаты подтвердили, что в группе, подвергшейся терапии, рост опухоли протекал значительно медленнее.

«Наша работа показывает, что ингибиторы ЦОГ-2 воздействуют на раковые клетки. Они также воздействуют на воспалительные реакции, предваряющие формирование опухоли. Вполне вероятно, что в случае других видов онкозаболеваний эффект окажется сильнее — благодаря противовоспалительным свойствам», — сообщил ведущий автор исследования Уильям Гуэррант.

Кроме того, свой вклад в упомянутые процессы, по данным специалистов, вносит сигнальный путь Hippo-YAP, который на генетическом уровне участвует в регуляции клеточного роста и апоптоза. Так, выяснилось, что белок YAP необходим для выживания и распространения НФ2-клеток и образования опухолей.