Искусственный интеллект составит словарь языка дельфинов — Naked ScienceNaked Science
27.04.2017, 16:25
Naked Science

Искусственный интеллект составит словарь языка дельфинов

Шведские ученые надеются наладить коммуникацию с афалинами. Для этого сигналы дельфинов проанализирует алгоритм, работавший с 40 естественными языками.

delfiny_0

Дельфины, как и другие представители отряда китообразных, владеют развитой системой коммуникации. Чтобы общаться друг с другом, животные используют язык жестов (положения тела, прыжки, повороты) и разнообразные звуки. Самые распространенные сигналы дельфинов — свисты, ученые выделяют около 200 различных типов таких звуков. Для записи сигналов дельфинов используются гидрофоны — специальные микрофоны, способные фиксировать звук и ультразвук под водой.

В 2016 году исследователи установили, что у дельфинов-афалин есть индивидуальные «имена». Это определенные последовательности свиста, щелчков и других сигналов, с помощью которых животные подзывают друг друга. Ученые записывали эти последовательности и позже проигрывали запись — дельфины отзывались только на свое «имя».

Современные исследования коммуникации дельфинов зачастую строятся на анализе большого массива записанных звуков. Такую работу планируют провести на протяжении следующих четырех лет ученые из Королевского технологического института в Стокгольме. Материалом для исследования станут звуки афалин, живущих в Кольморденском дельфинарии на юге Швеции. Анализом сигналов займется самообучающийся алгоритм, разработанный компанией Gavagai AB. Этот алгоритм использовался для создания математических моделей, описывающих около 40 естественных языков. Одна из задач таких алгоритмов — создание электронных словарей, которые можно использовать для автоматического перевода или проверки орфографии. Такой «словарь» ученые планируют создать и для дельфинов: алгоритм должен научиться распознавать характерные последовательности сигналов, издаваемых афалинами, и выстроить связь между ними.

В 2016 году исследователи Карадагского природного заповедника записали и проанализировали сигналы двух афалин. Специально разработанная технология позволила различить «голоса» дельфинов. Ученые предположили, что афалины способны составлять «слова» из отдельных фонем и объединять их в «предложения» до пяти «слов». По словам исследователей, создание автоматизированных систем анализа языка дельфинов поможет узнать значительно больше о системе коммуникации животных.

Звуки дельфинов, записанные в Карадагском заповеднике. I — сигналы самца Яши, II — сигналы самки Яны. Журнал St. Petersburg Polytechnical University Journal: Physics and Mathematics

Межпланетную станцию могут запустить в 12-летнее путешествие к троянским астероидам уже в 2021 году.