11.09.2014
Редакция Naked Science

Ученый: человек может жить до 120 лет

О том, как продлить жизнь, и что нужно для этого делать, журналу Naked Science рассказал ученый Владимир Хавинсон. Продление жизни может быть достигнуто, в том числе, за счет пептидных биорегуляторов.

Хавинсон – известный и уважаемый специалист. Кроме прочего, он является президентом Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии. Ученый делает акцент на том, что в современном постиндустриальном мире продление жизни будет играть все более важную роль. Это обусловлено старением населения развитых стран мира.

Продолжительность жизни на 25% зависит от генетики, на 25% от экологии и образа жизни, а также от прочих факторов (таких, как болезни и т.д.). В качестве главного требования увеличения продолжительности жизни Хавинсон указал на снижение потребления высококалорийной пищи. В первую очередь речь идет о жирной и сладкой еде. Вообще же, именно культура питания является краеугольным камнем в вопросе долголетия.

Второе место среди требований для увеличения жизни занимает отсутствие вредных привычек и регулярные занятия спортом. И только вслед за всем этим идет использование препаратов, которые могут продлить жизнь.

Но безопасны ли такие препараты? На этот вопрос Владимир Хавинсон отвечает утвердительно. Больше тридцати лет Хавинсон и его коллеги проводят опыты с пептидными биорегуляторами. Изначально они были получены из разных органов телят. Говоря простым языком, пептид представляет собой миниатюрный белок. На пептидах не образуются антитела, и они не могут вызвать аллергии. Соответственно, такие препараты безопасны.

Владимир Хавинсон / ©Ольга Фадеева

Короткие пептиды состоят из нескольких аминокислот. Они всасываются в кровь, поступают в клетку, проникают в ядро и регулируют активность генов. Как известно, старение происходит за счет снижения активности генов, а пептидные биорегуляторы «запускают» эту активность вновь. Подобные опыты уже проводились и доказали эффективность концепции. Введение пептидных регуляторов увеличивало продолжительность жизни мышей и обезьян на 30-40%.

Что же касается людей, то здесь пока сложно делать выводы, ведь этот эксперимент начался лишь пятнадцать лет назад. Однако выживаемость в группе, применявшей пептиды, оказалась выше, чем в группе, использовавшей витамины.

И хотя пептидные биорегуляторы безвредны, Владимир Хавинсон советует знать свой «генетический паспорт» тому, кто хочет начать их применять. Речь идет о склонностях к болезням и т.д. Если же говорить о возрастных ограничениях, то речь идет о зрелом возрасте – начинать использовать пептиды можно с 40 лет.

Благо, цена не является препятствием для использования пептидов. Их стоимость может варьироваться от 300 до 3000 российских рублей. Вопрос продолжительности жизни очень актуален для России, ведь среди мужчин она составляет лишь 65-67 лет – гораздо меньше, чем в развитых странах мира. Впрочем, связано это не с биологическими, а с социальными факторами. Среди причин высокой смертности: дурные привычки, ДТП, а также бытовые конфликты.

В заключение Владимир Хавинсон отметил, что увеличить продолжительность жизни до 120 лет можно уже сейчас. Но для этого, как мы уже говорили, нужно не уповать на «чудодейственные» методы, а заняться своим здоровьем. Что же до увеличения продолжительности жизни до 300 лет и более, то об этом речь пока не идет. Впрочем, даже такой сценарий возможен. «Настоящим ученым, к которым я отношу и себя, нельзя ничего отрицать, как нельзя и ни во что слепо верить», – заявил Владимир Хавинсон.

Движения литосферных плит могут возникать из-за смещенного центра вращения системы Земли и Луны и солнечной гравитации.