Гигантские сполохи в атмосфере Марса озадачили ученых

Гигантские сполохи в атмосфере Марса озадачили ученых

Еще весной 2012 года астрономы-любители обратили внимание на странный шлейф у самого края диска Красной планеты. Сами по себе бури на Марсе не редкость, однако эта была колоссальна, поднявшись в высоту на 200–250 км.

High-altitude_plume_on_Mars

Такие «выбросы» отмечались дважды, в марте и апреле, над одной и той же приполярной областью, и каждый раз длились около 10 дней. Их наблюдения провели и профессиональные астрономы, с тех пор пытающиеся объяснить возникновение столь мощного явления. Гипотезы предлагались разные – от пылевой бури до облака ледяных кристаллов и даже полярного сияния.

Однако недавно, рассмотрев все эти версии, испанские ученые пришли к неутешительному результату: объяснения произошедшему по-прежнему нет. Светлый оттенок и большая высота выбросов позволили отбросить версию о пылевой буре – на столь высоких широтах Марса она вообще не способна подняться выше 50 км. Замороженная вода или сухой лед (смерзшийся углекислый газ, которого на Красной планете предостаточно) также на такой высоте вряд ли остались бы в твердой фазе. Наконец, полярное сияние нужной силы вряд ли вообще возможно на планете, практически лишенной собственного магнитного поля.

По-видимому, остается одно: продолжать наблюдения и ждать, пока это загадочное явление повторится вновь. Те же приполярные области оказывались удобно сориентированы для таких исследований весной 2014-го – и никаких особенных «выбросов» на них зафиксировано не было. Следующий шанс представится в 2016 году. И американский зонд MAVEN, и индийский Mangalyaan, и астрономы-любители на Земле снова попытаются поймать странное явление в кадр.