02.06.2016
Редакция Naked Science

Генетический код эритроцитов «взломан» методом перебора

Исследователи из Лундского университета (Швеция) расшифровали все генетические ключи красных кровяных телец. Открытие позволит создавать эритроциты в лабораторных условиях.

pfjrgykztschtbouuy2eabsx

В эксперименте на мышах ученые с помощью ретровируса ввели комбинации более чем 60 генов в ДНК клеток их кожи. Методом перебора фибробласты удалось превратить в предшественников эритроидного ряда, фактически идентичных эритроцитам. Трансформация, которая длится восемь дней, предполагает использование минимального набора следующих генов: GATA1, LMO2, Tal1, с-Мус (GTLM).

В опытах на фибробластах человека разработанная модель оказалась менее эффективной. Так, недостаточно успешно специалисты сумели подавить при перепрограммировании фибробласт-специфичные гены. Предполагается, что проблема могла возникнуть из-за недостаточной экспрессии гена с-Мус, основная функция которого заключается в регуляции транскрипции большинства других генов.

Тем не менее, по словам ведущего автора исследования Сандры Капеллер, это первый случай конвертирования клеток кожи в красные кровяные тельца. Результаты работы имеют большое значение как в теоретическом, так и в практическом аспектах. В частности, расшифрованный код дает ученым лучшее представление о механизме образования эритроцитов. Вместе с тем он открывает возможности для воспроизводства клеток для донорских или иных целей.

Наиболее актуальной технология может стать для страдающих анемией — состоянием, для которого характерно снижение концентрации гемоглобина и, как правило, эритроцитов в крови. Таким пациентам необходимо регулярное переливание, что в конечном итоге вызывает непереносимость к чужой крови. Создание эритроцитов из их собственных фибробластов способно облегчить течение недуга.