22.07.2015
Редакция Naked Science
1 061

Генетическая связь аборигенов Амазонии и Австралии требует пересмотреть историю заселения Америки

Превалирующая теория говорит, что обе Америки заселила всего одна группа людей, которая около 15 тыс. лет назад пересекла замерзший тогда Берингов пролив и стала быстро двигаться на юг, за три тысячелетия пройдя обе Америки из конца в конец.

3018459-slide-63-inspiration-chief-almir-surui-surui-amazon-tribe-i1

Именно потомки этого небольшого, но отважного племени впоследствии разрослись до целых народов, населявших Северную и Южную Америки до появления здесь европейцев, – от индейцев-гуронов до цивилизации инков. Не меняющим общую картину исключением можно назвать народы американского Крайнего севера, появившиеся значительно позже, 6 тыс. лет назад, и с тех пор мало разошедшиеся со своими близкими собратьями с севера России.

Однако недавно был проведен новый анализ фрагментов ДНК, извлеченных из останков тех «первых американцев», найденных в Амазонии. Он показал совершенно неожиданную их связь с аборигенами Австралии и Новой Гвинеи – и связь эта действительно неожиданна, ведь те разошлись с жителями северных частей Евразии намного раньше. Как же их гены оказались за тысячи километров пустынного океана – в Южной Америке?

На самом деле теория о происхождении всех коренных американцев от общей группы хотя и наиболее популярна, но вовсе не общепринята. Существуют свидетельства в пользу и другой точки зрения, которые указывают на возможное смешение нескольких групп. Так, ДНК из фекалий, найденных в США и датированных 10,8 тыс. лет назад, и из 12-тысячелетнего скелета, обнаруженного в Мексике, указали на связь лишь с древними популяциями Евразии.

С другой стороны, некоторые народности, обитающие сегодня в бассейне Амазонки, подозрительно напоминают жителей Австралии и Океании. Чтобы изучить их генетику, исследователи из США и Бразилии собрали образцы ДНК у представителей 30 народностей Центральной и Южной Америки, а затем сравнили полученные данные с информацией по 197 другим популяциям, обитающим в разных уголках планеты. И действительно, три американских племени – суруи (suru?), каритиана (karitiana) и ксаванте (xavante) – оказались куда ближе жителям Австралазии, нежели Сибири. Эти результаты позволили авторам выдвинуть новую гипотезу о заселении человеком Северной и Южной Америк.

По их мнению, давным-давно в Азии была народность, до наших дней не сохранившаяся. Некогда по какой-то причине она разошлась на две ветви, одна из которых ушла на север, в Сибирь, а другая – до южных Австралии и Новой Гвинеи. Впоследствии «северяне» мигрировали через тот же Берингов пролив – но отдельно от той «популяции Х», о которой шла речь выше. Когда именно «популяция Y» оказалась в Америке, пока неясно – это могло случиться и до, и после «популяции Х». Однако ясно, что впоследствии они активно смешивались, так что практически растворились друг в друге. И только некоторые изолированные племена Амазонии сохранили геном Y с небольшими изменениями.