Гарвардские ученые обещают воскрешение мамонта уже через два года
17.02.2017

Гарвардские ученые обещают воскрешение мамонта уже через два года

Последние мамонты погибли 4000 лет назад, но через пару лет они могут появиться снова: американские генетики готовятся к воскрешению вымерших великанов.

woolly_mammoth

Гарвардский биолог Джордж Чёрч (George Church) занимается проблемой воскрешения вымерших видов уже не одно десятилетие – и еще несколько лет назад заявил о принципиальной возможности возвращения к жизни шерстистых мамонтов. Исчезли они не так давно, в вечной мерзлоте сохранилось достаточно содержащих ДНК останков.

Их анализ и сравнение с геномом близких современных родственников, слонов, позволяет ученым выделить гены, отвечающие за характерные особенности мамонтов: густую длинную шерсть, мощные жировые отложения, подходящий для жизни на холоде состав крови и т. п. С учетом этого сегодня возможно подготовить ГМ-зародыши, которые затем останется лишь вырастить.

В докладе, с которым Чёрч выступает на ежегодной встрече Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) в Бостоне, ученый сообщит о текущем состоянии дел с проектом Woolly Mammoth Revival, который реализуется его командой с 2015 г. В интервью для The Guardian Чёрч признался, что такое животное будет корректнее называть «слоном с признаками мамонта», нежели «настоящим» шерстистым великаном.

За годы работы его команде удалось найти и внести в хромосомы азиатских слонов 45 генов мамонта, которые были выделены из ДНК, сохранившейся в вечной мерзлоте. «Мы уже знаем, как получить нужные уменьшенные уши, подкожный жир, шерсть и кровь», – сказал Чёрч. Однако получить первый полноценный экспериментальный эмбрион ученые планируют лишь теперь с использованием ГМ-технологии CRISPR/Cas9.

Модифицирована будет ДНК фибробласта, клетки кожи слона, после чего из нее должно быть извлечено ядро и помещено в яйцеклетку, из которой предварительно удалено собственное ядро вместе с хромосомами. Интересно, что для выращивания яйцеклетки и развития эмбриона слоних использовать не планируется, вся процедура должна быть проделана ex vivo, с помощью установки «искусственной матки».

Сам Чёрч связывает это решение с нежеланием подвергать опасности жизнь животного, тем более относящегося к угрожаемым видам. Однако некоторые эксперты высказывают сомнение в эффективности такого подхода. Технологии клонирования млекопитающих сегодня достаточно надежны, однако обычно зародыши пересаживаются в матку живой самки, и до сих пор нет ни одного примера клонирования в «искусственной матке» – возможно, Чёрчу стоило бы «потренироваться на кошках», прежде чем переходить к мамонтам.