11.06.2014
Редакция Naked Science

ГМО-комары сократят популяцию обычных

Специалистам по генной инженерии удалось создать новый вид комаров, которые производят исключительно мужское потомство. Распространив ГМО-комаров среди популяций обычных, можно будет естественным путем сократить их количество.

5800164489_0aed02c8df_b

Как известно, комары-самцы не кусают людей. Ученые рассчитывают, что созданный ими ГМО-вид поможет сократить, а то и вовсе уничтожить комариные популяции в местах, наиболее страдающих от нашествия этих насекомых.

Лабораторные комары очень плодовиты. Однако ученые повредили у самцов Х-хромосому, которая при половом акте передается самке, в результате чего на свет появляются новые женские особи. ГМО-комары способны воспроизводить лишь мужское потомство.

Испытания показали, что ГМО-насекомые в течение нескольких поколений автоматически вымирают.

Подобно людям, комары обладают хромосомами X и Y. Мужские особи наследуют Х-хромосому от матери, а Y-хромосому – от отца. У самок вместо этого по две Х-хромосомы, от каждого из родителей. Если одна из них повреждена, женская особь не способна выжить.

Группа ученых из Имперского колледжа Лондона на протяжении многих лет работала над созданием вида комаров, при размножении которых выживают лишь самцы. Однако до сих пор любые попытки повредить X-хромосому насекомых приводили к вымиранию всех личинок.

Наконец, исследователям удалось внедрить в организм комаров ген, который разрезает Х-хромосому в момент производства семени. Уничтожение Х-хромосомы отца предотвращает ее передачу по наследству, так что следующее поколение состоит на 95% из самцов.

Ученые предлагают распространить ГМО-комаров среди обычных, на основе которых они были созданы. В результате, в следующем комарином поколении будут преобладать самцы, и процентное соотношение мужских особей будет постоянно возрастать, пока популяция не самоуничтожится.

Такая методика поможет практически искоренить малярию в страдающих от нее регионах. По мнению специалистов, от исчезновения комаров многие эко-системы почти не пострадают.