EHT изучит «тени» черных дыр в апреле — Naked Science
04.03.2017
Редакция Naked Science

EHT изучит «тени» черных дыр в апреле

Телескоп горизонта событий (EHT) приступит к наблюдениям за черными дырами в галактике M87 и Млечном Пути в апреле 2017 года.

pia20027_updated

Черные дыры представляют собой сверхплотные сверхмассивные объекты, гравитационное притяжение которых настолько велико, что покинуть их не может даже свет. Все наблюдения черных дыр носят косвенный характер, в частности они основаны на оценке скоростей газа и звезд вокруг объектов в центрах галактик. Осенью 2015 года коллаборация LIGO-Virgo зарегистрировала слияние двух черных дыр по сигналу гравитационных волн.

Целью EHT заявлено наблюдение «тени» черных дыр напрямую, пишет Science. Участие в проекте примут восемь радиотелескопов в Европе, Южной и Северной Америке, Антарктиде, в том числе Большой миллиметровый телескоп (Мексика) и ALMA (Чили). Аппараты образуют интерферометр, апертура которого составит около 10 тысяч километров. Требование связано с размерами и удаленностью наблюдаемых объектов: так, радиус черной дыры в центре Млечного Пути, несмотря на массу в четыре миллиона солнечных, оценивается в 24 миллиона километров, при этом находится она на расстоянии 26 тысяч световых лет от Земли.

Наблюдения продлятся с 5 по 14 апреля. За пять ночей ученые также намерены собрать информацию о потоках материи вокруг черных дыр в M87 и Млечном Пути. В значительной степени успех миссии будет зависеть от метеоусловий, на обработку данных потребуется около года.

Часть системы EHT ранее уже совершала совместные наблюдения за черными дырами. Например, телескопы Аризоны, Калифорнии, Мексики и Гавайских островов наблюдали магнитные поля у черной дыры в Млечном Пути. В рамках новой работы разрешение наблюдений будет существенно выше.