Древние Homo sapiens оказались любителями мамонтятины — Naked Science
08.08.2017
Редакция Naked Science

Древние Homo sapiens оказались любителями мамонтятины

Расспросить людей, живших десятки тысяч лет назад, об их рационе, конечно, нельзя. Но можно изучить изотопный состав их костей и сравнить с составом вероятной еды.

1341975222

Ученые Университета Тюбингена изучили диету наиболее древних представителей современного человечества, костные останки которых были найдены на крымской стоянке Буран-Кая. Напомним, что древние сапиенсы пришли в Европу, видимо, около 40–45 тыс. лет назад. Вышеупомянутая стоянка претендует на звание одного из самых древних мест достоверного обнаружения их останков.

Разумеется, даже если у предков были поваренные книги, до нас они не дошли. Зато современная технология позволяет определить содержание различных изотопов азота и углерода в их костях. Нельзя сказать, что такие исследования совсем не проводились ранее, но сравнение изотопного состава человека с потенциальными жертвами его охоты обычно не было их целью.

Команда ученых из Тюбингена измерила и сравнила содержание стабильных изотопов углерода и азота в костях ранних людей и живших там же сайгаков, лошадей и оленей. Разумеется, не были забыты и мамонты. Кроме того, ученые анализировали содержание азота-15 в отдельных аминокислотах. Полные результаты их изысканий можно увидеть в статье, опубликованной в Nature, а мы ограничимся самым главным.

«Наши результаты показывают очень высокую долю изотопа азота 15N у ранних людей современного типа. Однако, вопреки нашим предыдущим предположениям, это произошло не в результате потребления рыбы, а главным образом благодаря мясу мамонтов», — констатирует профессор Эрве Бокеренс (Hervé Bocherens).

Исследователи вообще практически не обнаружили следов потребления рыбы, этот результат тоже оказался крайне неожиданным. Мы писали недавно о современных взглядах на рацион и прочие пристрастия древних людей, но тогда данных последних исследований еще не было.

Надо сказать, что версия о систематической охоте наших предков на мамонтов (и, возможно, даже истребления оных сапиенсами) была очень популярна в литературе XX века. В последние годы она отошла на задний план в силу как очевидных соображений технического характера — мамонт большой и охотиться на него должно быть сложно, — так и расширения наших познаний об изменениях климата и ландшафта. Любимая среда обитания мамонта — холодная, но плодородная тундростепь — исчезла практически синхронно с приходом Homo sapiens, но явно не в результате его деятельности.

Сейчас невозможно сказать, какова доля местных факторов в полученных результатах. В наши дни центральная часть Крыма является не самым лучшим местом для рыбалки, но мы с трудом представляем себе условия, которые существовали там 50 тысяч лет назад. Если все правильно, то древние люди оказываются прямыми пищевыми конкурентами неандертальцев.