Дороги разделили природу планеты на 600 тысяч частей — Naked Science

Дороги разделили природу планеты на 600 тысяч частей

Ученые: дорожная сеть занимает 20% поверхности суши и разделяет ее природу на 600 тысяч отдельных «лоскутов».

vh_0243

За тысячелетия дорожного строительства сушу Земли покрыла обширная транспортная сеть. Дороги на порядки сократили время, необходимое на поездку, обеспечили коммуникации, товарный и культурный обмен, но они же и разделили экосистемы на части, увеличив их уязвимость перед человеком. В новой работе, результаты которой опубликованы журналом Science, европейские ученые оценили современное пространственное разделение планеты, созданное дорожной сетью.

Авторы использовали данные «краудсорсингового» картографического проекта OpenStreetMap, и для удобства подсчета «дорогой» (и областью, на которую она непосредственно влияет) считалось не только само дорожное покрытие, но и площадь в пределах километра от него. В результате расчеты показали, что к настоящему моменту суша Земли (за вычетом Гренландии и Антарктиды) на 20 процентов занята дорожно-транспортной сетью.

Дороги не только нарушают естественный ландшафт, требуют вырубки растительности и ведут к загрязнению воздуха, воды и почвы. Они часто создают и другие трудности для растительного и животного мира, представляя сложную для пересечения границу, которая может отделить их от прежде доступных источников питания и укрытия, прервать обычные маршруты миграции, сократить ареал обитания, снизить генетический обмен и количество доступных ресурсов.

В самом деле, по оценке Пьера Ибиха (Pierre Ibisch) и его коллег, дороги разделили Землю на 600 тыс. таких «отсеков», половина из которых имеет площадь менее 1 кв. км, а самые обширные – в 100 кв. км и более – насчитывают не более 7 процентов от общего числа.

Цвет на карте соответствует средней площади удаленных от дороги участков / ©Ibisch et al., 2016

По словам ученых, наиболее большие участки, не тронутые дорожной сетью, охватывают дельту Амазонки, Сахару, север Сибири и Канады. И это вовсе не означает, что они «защищены»: несмотря на отсутствие дорог, и многие тундровые экосистемы Сибири, и джунгли Амазонии считаются одними из наиболее хрупких и нуждающихся в защите.