Динозаврам измерили температуру по яичной скорлупе — Naked Science

Динозаврам измерили температуру по яичной скорлупе

Палеонтологи нашли новый способ измерения температуры тела вымерших динозавров – с помощью химического состава скорлупы яиц, отложенных самками. Изучив состав скорлупы, ученые пришли к выводу, что эти доисторические животные не были ни теплокровными, ни холоднокровными. Скорее всего, температура их тела зависела от их размера.

9547666963_1a192ce1aa_k

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications. Известно, что скорлупа яиц содержит информацию о температуре тела самки. Пропорция двух изотопов (углерода-13 и кислорода-18) в скорлупе показывает, при какой температуре образовались минералы скорлупы (карбонат кальция).

Ученые проанализировали, каким образом эта информация хранится в скорлупе яиц современных птиц, а затем использовали ту же методику для изучения скорлупы яиц динозавров. Они подвергли анализу скорлупу титанозавров (гигантских травоядных зауроподов, живших на территории Аргентины 80 млн лет назад), а также окаменелости из Монголии (небольших хищных тероподов-овирапторов, возраст которых составляет 71-75 млн лет).

В результате выяснилось, что травоядные зауроподы обладали достаточно теплой кровью. Температура их тела, по расчетам ученых, составляла около 38-48 градусов, что передвигает их в сторону теплокровия. А вот у их более мелких сородичей овирапторов кровь была более холодной – примерно в 27-32 градуса. При этом анализ минералов на поверхности почвы, где нашли яйца этих хищных динозавров, показал, что температура среды тогда составляла приблизительно 26,1 градуса. Таким образом, кровь динозавров была теплее, чем окружающая среда, – и они не были настоящими холоднокровными, полностью зависящими от внешних условий.

Авторы работы подчеркивают, что, скорее всего, температура тела древних динозавров зависела от их размера.

«Наши выводы говорят о том, что по степени теплокровности динозавры находились где-то посередине между современными птицами и крокодилами. Они были способны генерировать тепло и поднимать свою температуру над уровнем среды, но не могли поддерживать ее постоянно на устойчивом уровне, как птицы. Тем не менее некоторая эндотермичность позволяла динозаврам долго и активно передвигаться в поисках пищи – в отличие от аллигаторов», – рассказал ведущий автор статьи Роберт Игл из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.