Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Детеныши летучих мышей учатся «говорить» с местным акцентом
Израильские ученые выяснили, что детеныши летучих мышей учатся издавать звуки, похожие на те, что издают взрослые летучие мыши, живущие рядом. В этом крылатые оказались похожи на людей.
Вокальное научение – первый этап обучения звуковой коммуникации. На этом этапе детеныш учится извлекать звуки, похожие на те, что используют взрослые особи. Принято считать, что вокальное научение – это первый шаг в эволюционной цепочке, которая привела к появлению языка у людей. Однако вокальное научение – это не только человеческая особенность; звукам, издаваемым взрослыми, учатся подражать птенцы некоторых видов птиц, детеныши китообразных, морские котики и морские львы, слоны, а также летучие мыши.
Прямым доказательством вокального научения у животных является существование диалектов – особенностей вокализации, характерных для одной популяции. Чаще всего развитие диалектов изучают на птенцах певчих птиц, которым проигрывают запись пения одного «учителя». В новом исследовании, проведенном этологами из Университета Тель-Авива, в качестве подопытных животных выступили летучие мыши, которые на протяжении полугодового эксперимента слушали записи не одного, а нескольких взрослых животных.
Ученые разделили детенышей летучих мышей и их матерей на три группы. Каждая группа могла слышать материнские голоса, но вместе с ними и записи голосов других летучих мышей, которые ученые проигрывали на разных (для каждой группы) частотах. В возрасте шести месяцев молодые летучие мыши в каждой группе научились подражать голосам с записей; у каждой группы появился свой диалект, совпадающий по частоте с голосами, которые детеныши слышали в первые полгода жизни.
Эксперимент израильских ученых подтвердил, что детеныши летучих мышей – а возможно, и других млекопитающих – учатся вокализации не только у родителей, но и у всей группы. В этом они похожи на людей: человеческий младенец быстро учится подражать нюансам вокализации – акцентам. Ребенок, выросший в Лондоне, говорит, как лондонец, а если младенец часто слышит американскую речь, он будет говорить с американским произношением, даже если его родители говорят на другом языке или с другим акцентом.
Авторы исследования, опубликованного в журнале PLOS, отмечают, что похожим образом вокальное научение может происходить и у других млекопитающих: ластоногих и китообразных.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии