13.10.2023
Юлия Трепалина

Стресс резко ухудшил фертильность самцов летучих мышей

4.2

Летучие мыши известны своей чувствительностью к стрессу, но вопрос, как это влияет на репродуктивную способность этих животных, мало изучался. Новое исследование показало, что воздействие острого стрессорного фактора привело к быстрому снижению важных для фертильности показателей у самцов летучих мышей.

Большой бурый кожан (Eptesicus fuscus) / © Wikimedia Commons / Автор: Екатерина Лебедева

Эксперимент для определения последствий стресса провела биолог Маттина Алондж (Mattina Alonge) из Калифорнийского университета в Беркли (США) вместе с коллегами из своего и канадских вузов. Работу ученых опубликовал журнал Experimental Biology.

Заранее отловленных и содержавшихся в клетках взрослых самцов большого бурого кожана (Eptesicus fuscus) поместили в специальный фиксатор, где животные находились в течение часа в неестественном для себя положении — лежа на спине и с расправленными крыльями.

После фиксации летучих мышей погрузили в глубокий наркоз с помощью ингаляции изофлураном, а затем умертвили обезглавливанием. Из туловища животных сразу собрали кровь для последующего анализа на гормоны. Кроме того, на исследование взяли мозг и яички летучих мышей.

Эксперимент включал и контрольную группу. Этих животных не фиксировали, а усыпили и умертвили сразу по извлечению из клеток, после чего, опять же, собрали кровь и органы для изучения. Манипуляции с летучими мышами проводили в июне, когда у самцов поднимается уровень тестостерона и увеличиваются семенники, подготавливаясь к брачному сезону.

По результатам анализов выяснилось, что у пролежавших час на спине летучих мышей уровень гормона кортикостерона, отвечающего за реакцию организма на стрессовые ситуации, вырос более чем в восемь раз, а концентрация тестостерона упала примерно на 50%. Также ученые обнаружили, что диаметр семенных канальцев у испытавших стресс самцов уменьшился на 25%, а семенники стали впятеро более чувствительными к гормонам стресса в крови.

Исследование мозга показало, что в состоянии стресса у животных выделялось больше нейропептидов RFRP (RFamide-related peptides), которые могут снижать фертильность и способность самцов к размножению. Вдобавок в семенниках летучих мышей активировались гены, участвующие в запуске гибели клеток. То есть часа стрессовых условий оказалось достаточно для пагубного воздействия на ткани репродуктивных органов.

«Короткое время, за которое гонады летучих мышей E. fuscus отреагировали [на стресс], беспрецедентно для млекопитающих. Это говорит о высокой чувствительности летучих мышей к острым стрессовым факторам», — подчеркнула Маттина Алондж. По ее словам, такая особенность делает самцов уязвимыми в преддверии сезона размножения, поскольку стресс может отразиться на их способности производить потомство.

Открытия ученых имеют значение, учитывая важную роль летучих мышей в поддержании и стабильности земных экосистем. Они участвуют в опылении и распространяют семена, поедают насекомых, в том числе вредителей, а также служат добычей для ряда хищных птиц и млекопитающих. Поэтому от сохранения популяций летучих мышей зависит успешное существование многих растений и животных.