Ученые: экономический рост Китая нанес серьезный ущерб прибрежным экосистемам — Naked Science
10.08.2014

Ученые: экономический рост Китая нанес серьезный ущерб прибрежным экосистемам

Активное экономическое развитие Китая и сопряженное с этим воздействие человека на природу - использование удобрений, морское фермерство, улов рыбы и другое - причинило серьезной ущерб прибрежной экосистеме страны, говорится в исследовании американских и китайских ученых.

article-0-14E285F6000005DC-205_964x598

Экономические реформы, начатые Китаем в 1978 году, эффективно вывели страну из глубокой периферии в мировые экономические лидеры, фактически переведя ее на капиталистические рельсы. Либерализация и открытость экономики позволили сделать КНР второй экономикой мира со средним ростом ВВП примерно 10% в год на протяжении последних двух десятилетий.

Однако у китайских успехов, как уже не раз отмечали ученые, есть и обратная сторона: беспрецедентный рост промышленных мощностей, сопровождавший реформы, при полном игнорировании китайскими властями экологических проблем привел к настолько же активному загрязнению окружающей среды. Ядовитый смог над Пекином – лишь одно из проявлений этого многостороннего явления.

В новом исследовании китайские и американские биологи сосредоточились на определении экологических последствий для прибрежных экосистем Китая. В ходе работы была проанализирована обширная база данных за 1950-2010 годы, связавшая рост ВВП и индикаторы воздействия человека на окружающую среду – например, использование удобрений, объемы улова, производство соли на прибрежных территориях и т.д.

Выяснилось, что после 1978-ого года темпы воздействия человека на природу в Китае значительно выросли. В связи с тем, что во время реформ началась активная индустриализация 11 прибрежных провинций Китая, сопровождавшаяся соответствующим притоком населения, постепенно стала страдать экосистема вблизи берегов страны.

Это выразилось в уменьшении рыбных запасов и их разноообразия, ущербе коралловым рифам и массовом цветении опасных водорослей. Значительно участились губительные для морской жизни красные приливы – от 10 в год в дореформенный период до 70-120 после 2000 года.

Также ученые попытались выяснить, снижается ли в Китае тенденция к активному загрязнению окружающей среды, как это произошло после индустриализации в Европе и США. Оказалось, что некоторое негативное влияние на природу (например, избыточное использование удобрений) действительно снижается, однако три из девяти изучавшихся в ходе исследования факторов (например, морское фермерство – разведение морских животных и растений) лишь набирают обороты.

Ученые считают, что если не повлиять на современные экономические тенденции в развитии Китая, то состояние экосистемы внутри и вокруг страны будет только ухудшаться.

Китаю срочно требуются строгие, систематические и стратегические меры для сохранения прибрежной и морской экосистем. Это нужно и для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны в социальной, экономической и экологической областях.

– Цян Хэ, Пекинский педагогический университет