Червей-паразитов признали полезными для организма — Naked Science
16.04.2016, 08:00

Червей-паразитов признали полезными для организма

Черви-паразиты могут успокаивающе действовать на воспаления в человеческом кишечнике. Об этом заявили ученые по результатам исследования лабораторных мышей, зараженных власоглавами и нематодами.

14255899567_7ab229861e_k

Ранее ученые уже не раз обнаруживали необычные свойства червей-паразитов. К примеру, как выяснилось, они могут влиять на женскую фертильность. Жительницы Амазонии, чьи организмы были заражены круглым червем толщиной с карандаш, рожали более двух детей, в то время как их незараженные соплеменницы имели по одному ребенку. При этом носительницы круглого червя начинали рожать раньше, и перерывы между беременностями у них были короче.

С другой стороны, определенный вид нематод делал женщин бесплодными, осуществляя своеобразный «контроль рождаемости». Точный механизм, с помощью которого черви это делают, ученым неизвестен. Предположительно, паразиты каким-то образом влияют на иммунные клетки. Также, по словам ученых, черви помогают человеку справляться с аллергическими реакциями.

В ходе нового исследования ученые выясняли, могут ли паразиты защитить человеческий организм от болезни Крона. Это хроническое неспецифическое гранулематозное воспаление желудочно-кишечного тракта, ведущее к рубцеванию кишечника и далее – к стенозу просвета кишки. По словам Пэнга Лока, паразитолога-иммунолога медицинского факультета Нью-Йоркского университета, ученые проводили опыты на мышах с мутировавшим геном Nod2. У человека этот ген как раз отвечает за связь с болезнью Крона.

Слева на снимке – власоглавы Trichuris trichiura, справа – нематоды Heligmosomoides polygyrus/©sciencenews.org

У мышей с мутировавшим геном развиваются те же симптомы, что и у людей с болезнью Крона. Клетки кишечника не создают достаточного количества слизи, при этом увеличивается количество бактероидов Bacteroides vulgatus, что в итоге приводит к воспалению и повреждению кишечника. Ученые заразили мышей двумя типами паразитических червей: власоглавами Trichuris muris и нематодами Heligmosomoides polygyrus. Эти нематоды обитают в кишечнике, цепляясь за его ворсинки. Именно эти черви ранее, в ходе экспериментов, подавляли астматическую аллергическую реакцию у людей и стали рассматриваться в качестве перспективного составляющего нового противоаллергического препарата.

Как оказалось, кишечник зараженных червем мышей производил больше слизи, чем незараженных. «Мы уже знали, что черви-паразиты могут менять флору кишечника, но до сих пор не знали, насколько они при этом полезны», – поделился паразитолог-иммунолог Тафтского медицинского центра университета Бостона Джоэль Вайншток. По мнению ученых, черви вызывают так называемый иммунный ответ второго типа, при котором создаются Т-хелперы – Т-лимфоциты, главной функцией которых является усиление адаптивного иммунного ответа. Т-хелперы высвобождают интерлейкин-4 и интерлейкин-13 (являющиеся частью иммунной системы), которые, в свою очередь, запускают процесс выработки слизи.

Безусловно, ученые не собираются лечить людей червями-паразитами. Однако на основе своих наблюдений они собираются разработать эффективное лекарство.