Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • To bookmarks. Drag icon on bookmarks panel
26.12.2017
Редакция Naked Science

Челюсти древнего хищника рассказали о его родственниках

Палеонтологи разобрались с классификацией одного из древнейших хищников – крошечных, но опасных Habelia с комплектом из пяти мощных «челюстей».

h0

Один из древнейших многоклеточных хищников, вымершие членистоногие Habelia optata известны палеонтологам чуть больше века. Они обитали в кембрийских морях более 500 млн лет назад, плавая за счет изгибов сегментированного, покрытого панцирем тела, которое указывает на родство Habelia с современными насекомыми, паукообразными и ракообразными. Какой из групп они ближе, оставалось неясным. Ученым из Канады удалось детально исследовать останки Habelia и ответить на этот вопрос. Их статью публикует журнал BMC Evolutionary Biology.

По словам одного из авторов работы Седрика Арии (Cédric Aria), вымершие Habelia напоминали «гибрид инопланетянина из “Хищника” и злобной креветки». «Если вы ищете устрашающее существо из Голливуда, это будет самый подходящий вариант», – говорит ученый. Исследователи рассмотрели 41 образец Habelia, провели измерения и создали трехмерную модель анатомии вымершего животного. Это позволило выяснить некоторые прежде неизвестные детали его строения, показав сходство их ротовых придатков с хелицерами, «челюстями» пауков.

Прежде существовало предположение, что Habelia с их внушительным набором из пяти пар «челюстей» могли принадлежать к группе жвалоносных, куда включают современных ракообразных, насекомых и многоножек. Однако теперь ученые заключили, что они относится к другому подтипу членистоногих – хелицеровым, вместе со всеми многочисленными паукообразными, от скорпионов до клещей. На брюшке Habelia еще сохранились пять пар ножек, на которых они могли передвигаться, хотя современные пауки их утратили.