Атаку гремучника на прыгуна сняли в слоу-мо — Naked Science

Атаку гремучника на прыгуна сняли в слоу-мо

Американские ученые впервые провели высокоскоростную съемку нападения змеи на грызуна для изучения их кинематики. Результаты работы представлены в журнале Scientific Reports.

587028312_ea8ee21f46_b

Поскольку все животные являются гетеротрофами (питаются живыми организмами), специфика взаимодействия хищника и добычи представляет интерес для эволюционной биологии. Так, в качестве адаптационного механизма первому необходима высокая скорость движения, а второму — навыки обнаружения и уклонения от атаки. При этом детали их столкновения изучены недостаточно.

Одними из модельных организмов, на примере которых можно рассмотреть поведение хищника и добычи, являются мойавский ромбический гремучник (Crotalus scutulatus) и кенгуровый прыгун Мерриама (Dipodomys merriami). Тем не менее, до сих пор особенности их взаимодействия в естественной среде не исследовались: оба животных ведут ночной образ жизни и чрезвычайно быстро передвигаются.

В новой работе ученые из Калифорнийского университета и Государственного университета Сан-Диего проследили за особями с помощью двух инфракрасных видеокамер (скорость съемки — 500 кадров в секунду) с датчиками движения. Для этого гремучникам имплантировали радиопередатчики, а прыгунов приучали искать корм, оставленный вблизи камер. Эксперимент проводился в Нью-Мексико.

Последовательность действий гремучника и прыгуна при неудачной атаке. / © Timothy E. Higham et al., Scientific Reports, 2017

Результатом стали четыре видеозаписи успешного (для гремучника) нападения на грызуна и четыре — неудачного. Причем в двух случаях низкая эффективность атак оказалась связана с ошибками хищника, в двух — с маневрами прыгуна. В целом производительность змеи была нестабильной, время полезной реакции добычи составило 24 и 30 миллисекунд, среднее значение — 61,5 ± 10,6 миллисекунды.

По словам авторов, в естественных условиях скорость гремучника была выше, чем в лабораторных. Записи также позволили определить, что прыгун для уклонения использует «аккумуляцию энергии»: во время прыжка сухожилие, аналогичное ахиллову у человека, сперва испытывает натяжение и затем — резкое расслабление, что позволяет животному быстро уйти с линии атаки.

Видеозапись неудачной атаки. / © Rulon W. Clark