Астрономы сравнили планетные системы с горошинами в стручке

Астрономы сравнили планетные системы с горошинами в стручке

Статистика показывает, что планеты, расположенные по соседству в одной системе, чаще имеют близкие размеры и схожие орбиты, а разнообразие Солнечной системы – скорее, исключение.

planets0

За последние годы обнаружены уже тысячи далеких экзопланет, что позволяет изучать не только особенности некоторых из них, но и общие закономерности. Такую работу провели и Лорен Вейс (Lauren Weiss) с коллегами, обнаружив, что планеты у одной звезды чаще имеют сходные размеры и равномерно распределенные орбиты – по выражению авторов, «как горошины в стручке». Их статью публикует The Astronomical Journal.

Ученые опирались на данные, собранные в ходе эксперимента California Kepler Survey, который получил спектры 1305 звезд, у которых телескоп Kepler ранее обнаружил в общей сложности 2025 транзитных экзопланет. Авторы сфокусировались на 909 планетах в 355 системах, расположенных от нас на расстоянии от 1000 до 4000 световых лет. Статистический анализ размеров планет и звезд указал на две интересные закономерности.

Во-первых, соседние экзопланеты чаще оказываются довольно близки по размерам: если одна из них газовый гигант, то и следующая, скорее всего, будет таким же великаном, а если одна – сравнительно небольшое каменистое тело, то и другая наверняка будет небольшой. Во-вторых, орбиты их разделяют приблизительно равные промежутки: если первая и вторая планеты системы расположены тесно, то между второй и третьей тоже будет небольшое расстояние, и наоборот.

Интересно, что наша Солнечная система выглядит исключением из этого правила. Ее внутренние планеты имеют необычно широкие орбиты и разные размеры. Скорее всего, это связано с гравитационными возмущениями, которые Юпитер и Сатурн внесли в структуру системы еще во времена ее молодости. С другой стороны, большинство других планетных систем не испытывали таких перемен, сохранив первоначальную сформировавшую структуру – «как горошины в стручке».