28.03.2016
Редакция Naked Science

Астрономы объяснили цвет Большого красного пятна на Юпитере

Характерный цвет Большого красного пятна связали с серосодержащим веществом, которое в атмосфере Юпитера распадается под действием солнечного и космического излучения.

better jupiter

Большое красное пятно (БКП) – самая заметная и самая знаменитая особенность на поверхности газового гиганта. Это гигантский ураган-антициклон, область повышенного атмосферного давления, закручивающая вихрь размером больше всей нашей планеты. С годами этот ураган ослабевает: за столетия наблюдений БКП сократилось более чем вдвое, хотя до сих пор считается самым большим атмосферным вихрем в Солнечной системе. Его узнаваемый красный цвет остается загадкой.

В новой работе американские астрономы связывают цвет БКП с гидросульфидом аммония (NH4SH) в атмосфере Юпитера. Здесь он имеет форму бесцветного твердого вещества и, как считается, может служить центром нуклеации более крупных частиц юпитерианского «снега», формирующегося в верхних слоях атмосферы.

Ученые исследовали поведение таких частиц в лаборатории, показав, что при бомбардировке высокоэнергетическими частицами космических лучей (в работе их роль выполняли ускоренные до 5% световой скорости протоны) молекула гидросульфида аммония распадается на различные компоненты, в том числе на отрицательно заряженные ионы серы. Скорее всего, к тем же результатам ведет и облучение вещества ультрафиолетом.

Авторы провели спектральный анализ получающейся смеси, показав, что она сильно поглощает в синей, фиолетовой и ближней УФ-части спектра (от 300 до 500 нм), в то же время большая доля красного излучения отражается. Более тонкие оттенки окраски БКП могут формировать другие вещества, присутствующие в атмосфере Юпитера, – к примеру, такие как метан.

Сотрудники МФТИ и Института ядерных исследований РАН изучили спектры лунных нейтрино — сверхлегких фундаментальных частиц, возникающих из-за взаимодействия космических лучей с поверхностью Луны. Наблюдение таких частиц сделает спутник новым источником нейтрино, что может дать дополнительные методы ее изучения.

Садовые скульптуры из деревенского приусадебного сада на востоке Англии оказались настоящими египетскими сфинксами и стали самым дорогим лотом местного аукциона. При стартовой цене 200 фунтов их продали почти в тысячу раз дороже.

Ученые из США и Великобритании считают, что после падения астероида, уничтожившего динозаров, предки приматов слезли с деревьев. По мнению исследователей, это помогло им выжить.