Астрономы нашли уникальный «гибрид»: двойной астероид-комету — Naked Science

Астрономы нашли уникальный «гибрид»: двойной астероид-комету

Астероид 288Р оказался редкой ледяной кометой, а в итоге – уникальной двойной кометой главного пояса.

comet0

Астероид 2006 VW139 (288P) был открыт в 2006 г. среди великого множества других, найденных в рамках программы Spacewatch, и никакого внимания не привлекал вплоть до 2012 г., когда у него обнаружилась типично кометная особенность – вытянутый хвост. В отличие от комет, состоящих в основном из водного льда, обычные астероиды сложены из твердых пород и не могут испаряться так, чтобы образовать хвост.

С другой стороны, кометы прилетают из дальних областей Солнечной системы по сильно вытянутым орбитам, а не вращаются вместе в главном поясе астероидов. Такое редкое сочетание позволило отнести 288P к кометам главного пояса, тоже очень редким, но далеко не уникальным ледяным объектам, которые находятся между орбитами Марса и Юпитера.

В сентябре 2016 г. 288P оказался расположен удачно для наблюдений со стороны Земли, которые и были проведены с помощью космического телескопа Hubble. Джессика Агарваль (Jessica Agarwal) из Института исследований Солнечной системы Общества Макса Планка и ее коллеги показали, что 288P является не одиночным телом, а двойным, состоящим из пары примерно равных объектов, вращающихся вокруг общего центра масс на расстоянии менее 100 км. Это уже делает 288P действительно уникальным.

288P на снимках телескопа Hubble. Направление хвоста меняется в зависимости от направления на Солнце и от размера ледяных микрочастиц / ©NASA, ESA, and J. Agarwal (Max Planck Institute for Solar System Research)

По мере сближения 288Р с Солнцем лед на его поверхности испаряется все сильнее, вытягиваясь в длинный яркий хвост. «Мы обнаружили четкие свидетельства процесса сублимации водного льда под действием усиливающегося солнечного излучения, – говорит Джессика Агарваль, – то, как это и происходит при образовании хвостов у комет».

«Ледяная поверхность в астероидном поясе просто бы не сохранилась так долго, – продолжает Джессика. – Однако ее на миллиарды лет мог бы защитить отражающий слой пыли, всего в несколько метров толщиной». Исходя из этого, ученые считают, что свою нынешнюю двойную форму 288Р получил лишь недавно, всего около 5000 лет назад. Исходное тело могло разорваться под действием слишком быстрого собственного вращения.

Ученые обнаружили, что чередование периодов голодания с приемами пищи помогает предотвратить развитие рака груди, замедлить рост опухоли и избежать метастазирования в легкие. По их словам, такая простая стратегия также в перспективе может стать практическим способом достичь положительного эффекта при терапии рака молочной железы у людей.