Ученые взглянули на противоположную сторону Млечного Пути — Naked Science

Ученые взглянули на противоположную сторону Млечного Пути

Ученые впервые обнаружили звёзды в расширяющемся диске Галактики, которые расположены на противоположной от нас стороне на расстоянии в 80 тысяч световых лет от Земли, за пределами галактического центра.

Special_stars1

Несмотря на то, что Млечный Путь изучен не полностью, тем не менее редкие проблески звёзд на его противоположной стороне поддерживают гипотезу о том, что Галактика даже по краям обрамлена небесными телами.

Солнце находится на одном из краёв относительно плоской спирали Млечного Пути, на орбите галактического центра – сравнительно небольшая область в центре нашей Галактики, радиус которой составляет около 1000 парсек, и свойства которой резко отличаются от свойств других её частей. Объекты, расположенные на противоположной стороне Галактики, сокрыты плотным материалом выпуклого галактического центра.

Ученым из южноафриканского Кейптаунского университета под руководством Майкла Фиста (Michael Feast) впервые удалось обнаружить в расширяющемся диске Галактики пять звёзд, которые находятся на противоположной стороне Млечного Пути на расстоянии в 80 тысяч световых лет от Земли, за пределами галактического центра.

Ученые относят светила к цефеидам – класс пульсирующих переменных звёзд с довольно точной зависимостью период – светимость, названный в честь звезды ? Цефея.

Цефеиды представляют собой жёлтые яркие гиганты, гиганты или сверхгиганты спектральных классов F и G, блеск которых изменяется с амплитудой в 0,5 до 2,0m и периодом 1-200 суток. Они в 103-105 раз ярче Солнца. Причиной переменности является пульсация внешних слоёв цефеид, что приводит к периодическим изменениям радиуса и температуры их фотосфер. В цикле пульсации звезда становится то больше и холоднее, то меньше и горячее. Наибольшая светимость достигается при наименьшем диаметре. Для астрономов цефеиды являются своего рода маяками. Ориентируясь по их переменному блеску, астрономы выясняют расстояния до удаленных объектов и определяют постоянную Хаббла.

Четыре цефеиды из обнаруженных пяти, которые находятся на противоположной окраине Галактики (гораздо выше или ниже галактической плоскости), расположены на расстоянии 50 тысяч световых лет от галактического центра, а пятая звезда – в 70 тысячах световых лет.

Местоположение цефеид согласуется с предположениями о локации облаков галактического газа, которые, согласно гипотезам, утолщаются на краях Млечного Пути.

По мнению ученых, утолщение связано с гало тёмной материи, которая окружает Галактику. Тёмная материя – важный компонент всех галактик, однако её природа и законы распределения до сих пор неизвестны.

В центре Галактики звёзд гораздо больше, чем по краям. В связи с этим на больших расстояниях гравитационное притяжение тёмной материи преодолевает силу воздействия обычного вещества и тянет его в сторону от плоскости гигантской спирали. В свою очередь это приводит к расширению краёв Галактики.

Авторы исследования уверены, что в результате этого открытия они получат новые данные, которые помогут в построении точной модели, показывающей форму гало Млечного Пути. Их можно будет использовать также и для понимания процессов формирования других галактик. Кроме того, такие модели помогут подтвердить или опровергнуть уже существующие версии о происхождении самого Млечного Пути.

Инфракрасное изображение (слева) цефеиды OGLE-BLG-CEP-32 и звёзд, которые окружают её, вместе с их SALT-спектром (врезка справа)

©Whitelock et al.

Политолог Дэниэл Додни считает, что фундамент для будущих космических конфликтов закладывается на Земле уже сегодня.