18.03.2014, 10:29
3минуты
Руслан Зораб

Ученые «оживили» мох, замороженный 1,5 тысячи лет назад

Ученые смогли оживить образцы мхов, которые находились в замороженном состоянии под антарктическими льдами около 1,5 тысяч лет. Это позволяет мхам соперничать с бактериями за звание самых живучих организмов на Земле.

antarcticmos

Новозеландские ученые совместно с британскими биологами смогли оживить образцы мхов, которые находились в замороженном состоянии под антарктическими льдами около 1,5 тысяч лет.

Наш эксперимент показал, что многоклеточные организмы, растения в данном случае, могут выживать в экстремальных условиях заметно дольше, чем мы считали ранее. Эти мхи могут проводить столетия или даже тысячелетия в замороженном виде во времена наступления ледников, таких как «малый ледниковый век» в Европе, и способствовать быстрому восстановлению экосистем после их отступления.

– Питер Конвэй из Британской антарктической службы в Кембридже

Остров Сигни и его побережья, покрытые мхами

©P. Boelen

Конвэй и его коллеги во время экспедиции на территории Антарктического полуострова нашли у подошвы одного из ледников небольшую «колонию» мхов вида Chorisodontium aciphyllum, который входит в экосистему антарктических островов и открытых участков суши Антарктиды.

Подобную способность к выживанию ранее демонстрировали лишь микробы. До настоящего времени исследователям удавалось оживить лишь растения, которые находились в замороженном состоянии не более 20 лет.

В ходе исследования ученым удалось определить возраст мха – он был погребен подо льдом примерно 1,5 тысячи лет назад. И, несмотря на такой возраст, исследователи вскоре заметили, что мхи после медленной разморозки стали давать новые ростки Chorisodontium aciphyllum.

Данное исследование свидетельствует о том, что мхи могут соперничать с бактериями в способности переносить экстремальные условия. Кроме того, полученные результаты проливают свет на один из возможных механизмов того, как восстанавливались экосистемы приполярных регионов после отступления ледников, и как первые растения Земли выживали в далеком прошлом.

3минуты