Акула из австралийского аквариума перешла к бесполому размножению — Naked Science

Акула из австралийского аквариума перешла к бесполому размножению

У зебровой акулы, живущей в Квинслендском аквариуме, зафиксирован первый случай перехода от полового к бесполому размножению.

zebra-shark

Леони – самка зебровой акулы (Stegostoma fasciatum) – в апреле 2016 г. принесла потомство. Рождение мальков Клео, Сиси и Джемини было бы вполне рядовым случаем, однако их мать не контактировала с самцом к тому времени уже четыре года. Ее предыдущий партнер, Лео, от которого она произвела более 20 отпрысков, был перемещен в другой аквариум еще в 2013 г.

«Мы полагали, что она может хранить его сперму (самки некоторых животных могут сохранять сперму самцов годами после совокупления, используя ее по мере необходимости – NS), – сказала исследовательница из Квинслендского университета Кристин Даджеон (Christine Dudgeon). – Однако когда мы проверили ДНК детенышей и возможных родителей, мы обнаружили, что они содержат гены одной только Леони».

На самом деле, у живущих в неволе акул редко, но все-таки отмечаются примеры бесполого размножения – партеногенеза, при котором яйцеклетки развиваются без оплодотворения, и самки производят потомство без участия самцов. Однако столь зримый и явный переход от одного способа размножения к другому ученые наблюдают впервые.

Прежде все случаи партеногенеза среди акул регистрировались у самок, никогда не имевших контакта с самцами. Аналогичные примеры известны были лишь для одной самки орлякового ската (Myliobatidae) и одной – удава (Boa). В этот раз виновниками столь серьезных изменений стали работники аквариума, решившие разделить Леони и ее партнера, чтобы временно остановить появление новых акулят. Видимо, это и заставило организм самки сменить способ производства потомков.

Ученые предполагают, что подобное может происходить в соответствующих обстоятельствах и в дикой природе, хотя до сих пор ни одного примера этому неизвестно. Такой «страховочный» способ размножения позволяет самкам производить потомство в условиях кризиса, хотя и сказывается на генетическом разнообразии популяций.