Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
«Смартфонная зависимость» оказалась разборчивой в выборе жертв
Оказалось, число людей, проводящих за смартфоном слишком много времени, необычайно велико для одного из полов, а также значительно превышает норму в одной из частей мира. В целом их численность настолько большая, что авторы исследования предложили сделать критерии такой зависимости более мягкими — иначе в некоторых группах больше половины участников можно было бы считать клинически зависимыми.
В крупнейшем в истории исследовании, проведенном учеными из Канады и США, участвовали более 50 тысяч человек со всего мира, около трети из которых, согласно результатам работы, оказались подвержены высокому риску смартфонной зависимости. Кроме того, опрос выявил неожиданные закономерности в гендерном и региональном распределении зависимости среди совершеннолетнего населения почти 200 стран. Тем не менее ученые, признавая ограничения своего исследования, усомнились в адекватности и применимости классической оценки чрезмерного использования смартфона в современном обществе.
Чуть более чем за 20 лет с момента своего появления смартфоны стали важнейшими предметами для большинства людей в мире. Несмотря на невероятную распространенность этих устройств, исследователи до сих пор пытаются выяснить, как именно новая технология влияет на человека, его физическое и эмоциональное здоровье. Хотя на сегодня проведены тысячи исследований о чрезмерном использовании смартфонов и, как следствие, развивающейся от этого зависимости, по-настоящему крупных международных проектов с большой репрезентативной выборкой участников не было.
Более того, авторы значительной части этих работ изучают проблему среди подростков и студентов, игнорируя пожилое население. И даже те результаты исследований, что сегодня есть в распоряжении ученых, невозможно сравнить между собой из-за применения различных шкал, критериев и опросников, оценивающих чрезмерность использования телефонов. С другой стороны, невозможно сделать корректные выводы о зависимости населения от мобильных устройств на основе, например, глобальных данных о времени, проведенном перед экраном.
Ведь в этом случае эффекты крайне субъективны: одни используют смартфон для работы или общения с близкими и не испытывают никаких последствий для здоровья, а другие проводят время в социальных сетях и чувствуют нарастающие тревогу и депрессию. В новом исследовании психиатры из Университета Макгилла (Канада) и психологи из Кембриджа (США) постарались преодолеть ограничения предыдущих работ и опросили чуть более 50 тысяч человек в 195 странах. О результатах глобального опроса и выводах ученые рассказали в статье, опубликованной в журнале International Journal of Mental Health and Addiction.

Участники в возрасте от 18 до 90 лет заполнили краткие опросники из десяти утверждений, для каждого из которых предлагалось выставить оценку от одного (полностью не согласен) до шести (полностью согласен). Анкета включала такие утверждения, как: «Мне трудно сосредоточиться на уроке, при выполнении заданий или во время работы из-за использования смартфона» и «Я пропускаю запланированную работу из-за использования смартфона». В среднем участники набирали 27,6 балла из 60 возможных, что говорило о весомой роли мобильных телефонов в жизни современного общества.
Учитывая, что пороговые значения, говорящие о высоком риске смартфонной зависимости, соответствовали 31-33 баллам, использование мобильных устройств почти для трети участников опроса можно считать опасно близким к зависимости. Помимо этого, почти для каждой из 41 страны, в которой удалось опросить не менее сотни человек, наблюдалась схожая тенденция: женщины набирали более высокие баллы, чем мужчины. Разрыв различался в зависимости от страны: примерно от нуля (то есть отсутствие различий) в Австрии до шести баллов в Турции.

Авторы объяснили такое гендерное различие тем, что женщины склонны использовать телефоны для более социально направленных целей, а также для преодоления трудностей, стресса, тревоги и депрессии. В отношении зависимости количества набранных баллов от возраста не было неожиданностей: больше всего набирали молодые участники, а с увеличением возраста результат падал в среднем на 0,2 балла на год жизни. Хотя в таких странах, как Бразилия, Япония, Филиппины и Россия, люди старше 60-70 лет испытывали проблемы со смартфонами не меньше 18-летних сограждан.
Что касается регионального распределения, то в Юго-Восточной Азии зарегистрировали один из самых высоких показателей чрезмерного использования смартфонов по сравнению с относительно низким уровнем зависимости в странах Европы. Авторы исследования предположили, что эти географические несоответствия связаны с сочетанием культурных различий (например, больший акцент на семейных связях, что приводит к более частым телефонным звонкам) и разным уровнем и темпом развития технологий.
Еще одним важным выводом исследования можно считать то, что ученые предложили пересмотреть традиционные критерии классификации чрезмерного использования смартфонов и найти новые способы оценки проблемного поведения. Ведь иначе получается, что, например, каждая вторая студентка в Канаде страдает серьезной клинической зависимостью от своего гаджета. По словам исследователей, социальные нормы и общество в целом сильно изменились за последнее время, смартфоны стали действительно интегрированы в нашу жизнь, а их использование, раньше считавшееся бы чрезмерным, теперь стало более нормальным.
В России существуют тысячи рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. На шахтах, металлургических заводах, в авиастроении люди годами находятся в условиях сильного шума, вибрации, запыленности и контакта с химикатами, что наносит серьезный ущерб здоровью. Однако существующие методы оценки рисков оказываются неэффективными для прогнозирования заболеваний, поскольку работают с усредненными показателями группы, а обязательные медосмотры определяют уже наступившую болезнь. Такая система лечит последствия, но не предотвращает причину. Ученые Пермского Политеха, управления Роспотребнадзора и ФНЦ медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения разработали программу, которая прогнозирует индивидуальные профессиональные риски здоровью для каждого конкретного работника с точностью 89%.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Склонность искусственного интеллекта к галлюцинациям исследовал научный сотрудник Лаборатории критической теории культуры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Растям Алиев. В статье «Алгоритмическая шизофрения: метасимуляционная трансформация реальности в цифровую эпоху» ученый проводит параллель между «галлюцинациями» больших языковых моделей — их склонностью генерировать вымышленные факты — и симптомами психических заболеваний.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Экологическое состояние морей, омывающих развитые и развивающиеся страны, — давняя проблема, о которой говорят ученые. Авторы нового исследования выявили в Средиземном море пещеры с рекордным количеством мусора.
Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии