Скульпторы превзошли художников в мерности языка — Naked Science
29.06.2017
Редакция

Скульпторы превзошли художников в мерности языка

Психологи из Австралии и Великобритании пришли к выводу, что профессии, связанные с изобразительным искусством, специфически отражаются на пространственной лексике.

21
©Wikipedia

Согласно гипотезе лингвистической относительности, язык определяет мышление. Степень такого влияния и вектор причинности остаются предметом дискуссии, и, как правило, исследуются на примере разных культур. Менее ясно, как подобное воздействие выражается внутри профессий. До сих пор изучение сленга было сосредоточено на языковом компоненте, реже ученые описывали нейрокогнитивную специфику деформаций, связанных с работой. Например, в 2006 году биологи показали, что управление такси коррелирует с увеличением средней и задней и уменьшением передней части гиппокампа по сравнению с вождением автобуса (из-за ограничения маршрутов). Причем тенденция зависит от опыта.

 

Вместе с тем такие работы редко рассматривали связь между профессиональными изменениями восприятия и их отражением в лексике. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Австралийского национального университета и других учреждений провели эксперименты на представителях трех смежных профессий: архитекторах, художниках и скульпторах. В соответствии с прошлыми наблюдениями, несмотря на родственность, эти направления деятельности, помимо пространственных предлогов, могут приводить к более специфичным деформациям: так речь архитекторов насыщена понятиями двух- и трехмерного пространства (в том числе перспективы), тогда как художники чаще оперируют двухмерными категориями.

 

Экспериментальные стимулы / ©Claudia Cialone et al., Cognitive Science, 2017

 

Для уточнения различий авторы пригласили 16 художников, скульпторов и архитекторов с опытом работы более восьми лет. В индивидуальном порядке им демонстрировали три изображения формата A4: кадр Google Street View с видом на одну из улиц Великобритании; картину Данте Парини с интерьером собора Святого Петра; и цифровую копию картины неосюрреалиста Джорджа Грие. Затем испытуемым задавали четыре открытых вопроса. Они должны были описать наблюдаемое пространство, способ, которым могли бы его обследовать, а также желаемые изменения. После этого участников (но не контрольную группу) спрашивали субъективное определение понятия «пространство».

 

Аудиозапись речи экспертов анализировали методом CODA (Cognitive Discourse Analysis), который включает в себя четыре этапа: транскрипцию, сегментацию, аннотацию и проверку надежности интеркодирования. Итоги подтвердили, что лексика испытуемых отличается. При описании самых удаленных точек изображения художники чаще использовали слово «позади» (‘back’), а архитекторы — только «в конце» (‘end’). Схожая тенденция наблюдалась, когда первые переключались между двух- и трехмерными категориями и сталкивались с нечеткостью картинки; архитекторы же говорили о «конце» (пространства), подчеркивая трехмерность, материальность объектов, и в момент воображаемого обследования местности.

 

Соотношение апелляций к двухмерным категориям (серый цвет) и реалистичности пространства (черный цвет) при описании изображений / ©Claudia Cialone et al., Cognitive Science, 2017

 

Речь скульпторов сочетала эти понятия, но в целом содержала меньше апелляций к ним. Контрольная группа при этом практически не прибегала к словам «позади» или «в конце» — их заменяли «в центре» (‘center’), «внизу» (‘bottom’) и «там» (‘there’). Вслед за архитекторами скульпторы были склонны описывать наблюдаемое в терминах материального и определять «пространство» как физически ограниченную реальность. Художники, в свою очередь, чаще, чем остальные, просили разъяснить задание на предпочтительные способы обследования изображенной территории. Средняя продолжительность интервью в их случае также оказалась более высокой: 36 минут против 28 минут у архитекторов и 34 минут у скульпторов.

 

По словам авторов, полученные данные дополняют аргументы в пользу применимости гипотезы лингвистической относительности не только к культурам, но и профессиям, причем смежным. Так, эксперимент показал, что архитекторы и скульпторы воспринимают графические элементы в большей степени как часть физической реальности, чем художники, и соответственно определяют пространство. Любопытно, что наиболее выраженно различия проявились для определенного участка изображения — самого удаленного.

 

Статья опубликована в журнале Cognitive Science.

 

Ранее ученые выяснили, чем отличается восприятие профессиональных футболистов и портных.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
30 июля
Мария Азарова

Генеральный конструктор «Энергии» и руководитель полета российского сегмента МКС Владимир Соловьев назвал причину незапланированного включения двигателей нового модуля «Наука», из-за которого станцию развернуло на 45 градусов.

30 июля
Сколтех

Исследователи Сколтеха и их коллеги изучили самый продолжительный на сегодня случай заболевания Covid-19 у пациентки с ослабленным иммунитетом, которая болела 318 дней. Исследование позволило выявить мутации, которые помогают коронавирусу SARS-CoV-2 избегать клеточного иммунитета.

30 июля
Илья Ведмеденко

Российские специалисты разрабатывают четырехдвигательную версию пассажирского Ил-114. Это позволит повысить дальность и грузоподъемность крылатой машины.

27 июля
Сергей Васильев

Окаменелости возрастом более 3,4 миллиарда лет могут быть остатками микробов-архей, живших и выделявших метан у гидротермальных источников на дне ископаемого моря.

28 июля
Мария Азарова

Член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов рассказал о проблемах, сопровождающих модуль «Наука» на пути к МКС, и объяснил, почему на долгожданную стыковку будет всего одна попытка.

26 июля
Илья Ведмеденко

Египтяне провели учения, на которых французский истребитель Rafale одолел российский Су-35. Оба самолета принадлежат к четвертому поколению.

25 июля
Александр Березин

До массовой термоядерной энергетики 20 лет — и всегда будет 20 лет. Это незатейливая шутка сама стала старой еще 20 лет назад. Общество расстраивается от того, что термояд все никак не могут вывести на промышленный уровень. И лишь Илон Маск считает, что термоядерный реактор вовсе не нужен. Внимательный анализ показывает, что он прав. Даже если все технические проблемы термоядерной энергетики чудесным образом разрешатся, у нее не будет шансов вытеснить конкурентов. Как так вышло, и что тогда спасет человечество от энергетического кризиса?

13 июля
Ольга Иванова

Международная команда ученых идентифицировала ДНК из почвы в грузинской пещере. Благодаря этому исследователям удалось восстановить геном человека возрастом 25 тысяч лет, не имея никаких скелетных останков.

8 июля
Василий Парфенов

Подросток из бельгийского города Остенде стал вторым самым юным обладателем высшего образования в обозримой истории. Он с отличием окончил курс физики в Антверпенском университете и теперь собирается защитить магистерскую степень, а затем и докторскую диссертацию в этой области. Цель у него простая и понятная: увеличение продолжительности жизни человека вплоть до полного бессмертия за счет замены частей тела и органов механическими или искусственными.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: