• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
29.06.2017, 05:24
Редакция Naked Science
239

Скульпторы превзошли художников в мерности языка

Психологи из Австралии и Великобритании пришли к выводу, что профессии, связанные с изобразительным искусством, специфически отражаются на пространственной лексике.

21
©Wikipedia / Автор: Godefridus Victorinus

Согласно гипотезе лингвистической относительности, язык определяет мышление. Степень такого влияния и вектор причинности остаются предметом дискуссии, и, как правило, исследуются на примере разных культур. Менее ясно, как подобное воздействие выражается внутри профессий. До сих пор изучение сленга было сосредоточено на языковом компоненте, реже ученые описывали нейрокогнитивную специфику деформаций, связанных с работой. Например, в 2006 году биологи показали, что управление такси коррелирует с увеличением средней и задней и уменьшением передней части гиппокампа по сравнению с вождением автобуса (из-за ограничения маршрутов). Причем тенденция зависит от опыта.

 

Вместе с тем такие работы редко рассматривали связь между профессиональными изменениями восприятия и их отражением в лексике. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Австралийского национального университета и других учреждений провели эксперименты на представителях трех смежных профессий: архитекторах, художниках и скульпторах. В соответствии с прошлыми наблюдениями, несмотря на родственность, эти направления деятельности, помимо пространственных предлогов, могут приводить к более специфичным деформациям: так речь архитекторов насыщена понятиями двух- и трехмерного пространства (в том числе перспективы), тогда как художники чаще оперируют двухмерными категориями.

 

Скульпторы превзошли художников в мерности языка – иллюстрация к материалу на Naked Science

Экспериментальные стимулы / ©Claudia Cialone et al., Cognitive Science, 2017

 

Для уточнения различий авторы пригласили 16 художников, скульпторов и архитекторов с опытом работы более восьми лет. В индивидуальном порядке им демонстрировали три изображения формата A4: кадр Google Street View с видом на одну из улиц Великобритании; картину Данте Парини с интерьером собора Святого Петра; и цифровую копию картины неосюрреалиста Джорджа Грие. Затем испытуемым задавали четыре открытых вопроса. Они должны были описать наблюдаемое пространство, способ, которым могли бы его обследовать, а также желаемые изменения. После этого участников (но не контрольную группу) спрашивали субъективное определение понятия «пространство».

 

Аудиозапись речи экспертов анализировали методом CODA (Cognitive Discourse Analysis), который включает в себя четыре этапа: транскрипцию, сегментацию, аннотацию и проверку надежности интеркодирования. Итоги подтвердили, что лексика испытуемых отличается. При описании самых удаленных точек изображения художники чаще использовали слово «позади» (‘back’), а архитекторы — только «в конце» (‘end’). Схожая тенденция наблюдалась, когда первые переключались между двух- и трехмерными категориями и сталкивались с нечеткостью картинки; архитекторы же говорили о «конце» (пространства), подчеркивая трехмерность, материальность объектов, и в момент воображаемого обследования местности.

 

Скульпторы превзошли художников в мерности языка – иллюстрация к материалу на Naked Science

Соотношение апелляций к двухмерным категориям (серый цвет) и реалистичности пространства (черный цвет) при описании изображений / ©Claudia Cialone et al., Cognitive Science, 2017

 

Речь скульпторов сочетала эти понятия, но в целом содержала меньше апелляций к ним. Контрольная группа при этом практически не прибегала к словам «позади» или «в конце» — их заменяли «в центре» (‘center’), «внизу» (‘bottom’) и «там» (‘there’). Вслед за архитекторами скульпторы были склонны описывать наблюдаемое в терминах материального и определять «пространство» как физически ограниченную реальность. Художники, в свою очередь, чаще, чем остальные, просили разъяснить задание на предпочтительные способы обследования изображенной территории. Средняя продолжительность интервью в их случае также оказалась более высокой: 36 минут против 28 минут у архитекторов и 34 минут у скульпторов.

 

По словам авторов, полученные данные дополняют аргументы в пользу применимости гипотезы лингвистической относительности не только к культурам, но и профессиям, причем смежным. Так, эксперимент показал, что архитекторы и скульпторы воспринимают графические элементы в большей степени как часть физической реальности, чем художники, и соответственно определяют пространство. Любопытно, что наиболее выраженно различия проявились для определенного участка изображения — самого удаленного.

 

Статья опубликована в журнале Cognitive Science.

 

Ранее ученые выяснили, чем отличается восприятие профессиональных футболистов и портных.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

16 сентября, 11:56
Александр Березин

Периодически нейросети в своих ответах галлюцинируют, предлагая пользующимися их услугами людям выпить яд под видом лекарства и так далее. Новая научная работа показала, что эта проблема связана с самой природой нейросети. Хотя ее вероятность можно понизить, устранить полностью невозможно.

17 сентября, 10:32
Игорь Байдов

На юго-востоке Чехии археологи обнаружили не просто отдельные артефакты, а целый набор инструментов, который 30 тысяч лет назад носил с собой охотник-собиратель. Открытие дает представление о повседневной жизни этих людей, населявших территорию современной Центральной Европы.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

16 сентября, 13:21
Адель Романова

Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.

15 сентября, 10:36
Игорь Байдов

Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.

12 сентября, 14:03
ТюмГУ

Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.

9 сентября, 11:03
Адель Романова

Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.

11 сентября, 12:04
ПНИПУ

Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно