Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Скульпторы превзошли художников в мерности языка
Психологи из Австралии и Великобритании пришли к выводу, что профессии, связанные с изобразительным искусством, специфически отражаются на пространственной лексике.
Согласно гипотезе лингвистической относительности, язык определяет мышление. Степень такого влияния и вектор причинности остаются предметом дискуссии, и, как правило, исследуются на примере разных культур. Менее ясно, как подобное воздействие выражается внутри профессий. До сих пор изучение сленга было сосредоточено на языковом компоненте, реже ученые описывали нейрокогнитивную специфику деформаций, связанных с работой. Например, в 2006 году биологи показали, что управление такси коррелирует с увеличением средней и задней и уменьшением передней части гиппокампа по сравнению с вождением автобуса (из-за ограничения маршрутов). Причем тенденция зависит от опыта.
Вместе с тем такие работы редко рассматривали связь между профессиональными изменениями восприятия и их отражением в лексике. Чтобы восполнить пробел, специалисты из Австралийского национального университета и других учреждений провели эксперименты на представителях трех смежных профессий: архитекторах, художниках и скульпторах. В соответствии с прошлыми наблюдениями, несмотря на родственность, эти направления деятельности, помимо пространственных предлогов, могут приводить к более специфичным деформациям: так речь архитекторов насыщена понятиями двух- и трехмерного пространства (в том числе перспективы), тогда как художники чаще оперируют двухмерными категориями.
Для уточнения различий авторы пригласили 16 художников, скульпторов и архитекторов с опытом работы более восьми лет. В индивидуальном порядке им демонстрировали три изображения формата A4: кадр Google Street View с видом на одну из улиц Великобритании; картину Данте Парини с интерьером собора Святого Петра; и цифровую копию картины неосюрреалиста Джорджа Грие. Затем испытуемым задавали четыре открытых вопроса. Они должны были описать наблюдаемое пространство, способ, которым могли бы его обследовать, а также желаемые изменения. После этого участников (но не контрольную группу) спрашивали субъективное определение понятия «пространство».
Аудиозапись речи экспертов анализировали методом CODA (Cognitive Discourse Analysis), который включает в себя четыре этапа: транскрипцию, сегментацию, аннотацию и проверку надежности интеркодирования. Итоги подтвердили, что лексика испытуемых отличается. При описании самых удаленных точек изображения художники чаще использовали слово «позади» (‘back’), а архитекторы — только «в конце» (‘end’). Схожая тенденция наблюдалась, когда первые переключались между двух- и трехмерными категориями и сталкивались с нечеткостью картинки; архитекторы же говорили о «конце» (пространства), подчеркивая трехмерность, материальность объектов, и в момент воображаемого обследования местности.
Речь скульпторов сочетала эти понятия, но в целом содержала меньше апелляций к ним. Контрольная группа при этом практически не прибегала к словам «позади» или «в конце» — их заменяли «в центре» (‘center’), «внизу» (‘bottom’) и «там» (‘there’). Вслед за архитекторами скульпторы были склонны описывать наблюдаемое в терминах материального и определять «пространство» как физически ограниченную реальность. Художники, в свою очередь, чаще, чем остальные, просили разъяснить задание на предпочтительные способы обследования изображенной территории. Средняя продолжительность интервью в их случае также оказалась более высокой: 36 минут против 28 минут у архитекторов и 34 минут у скульпторов.
По словам авторов, полученные данные дополняют аргументы в пользу применимости гипотезы лингвистической относительности не только к культурам, но и профессиям, причем смежным. Так, эксперимент показал, что архитекторы и скульпторы воспринимают графические элементы в большей степени как часть физической реальности, чем художники, и соответственно определяют пространство. Любопытно, что наиболее выраженно различия проявились для определенного участка изображения — самого удаленного.
Статья опубликована в журнале Cognitive Science.
Ранее ученые выяснили, чем отличается восприятие профессиональных футболистов и портных.
Хотя ряд стран разрешили использовать коноплю в лечебных целях, последствия злоупотребления каннабисом остаются серьезной глобальной проблемой. Новое исследование показало, что люди с зависимостью от марихуаны больше подвержены сердечным приступам и инсультам, чем не имеющие такого пристрастия.
Причиной гибели «Луны-25» стала ошибка в подаче команд, аналогичная тем, из-за которых об Луну разбились аппараты трех других стран за последние четыре года.
В этом году наградой отметили Пьера Агостини (США), Ференца Крауза (Германия) и Анн Л'Юлье (Швеция).
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
К неожиданным прорывам в науке могут привести даже пустяковые вещи вроде чаинок в чашке. Парадокс чайного листа только на первый взгляд кажется неважным, но в свое время им заинтересовался Альберт Эйнштейн. Решение парадокса ученый представил на одной из конференций, чем вызвал ажиотаж у академической публики. Докладу немецкого физика уже почти 100 лет, а самому парадоксу — гораздо больше, но исследователи во всем мире продолжают использовать его в своих работах. Например, недавно китайские ученые применили его для изучения концентрации веществ в наножидкостях.
Разработка ученых Института нанотехнологий, электроники и приборостроения ЮФУ потенциально может найти применение в производстве экологически чистого топлива и накопления энергии. Кроме того, технология может значительно повысить эффективность расщепления воды, способствуя переходу к устойчивой энергетике.
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.
Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии