Самосострадание улучшило физические и психические показатели людей

Самосострадание улучшило физические и психические показатели людей

Опыт на небольшой выборке показал, что среди здоровых людей доброе отношение к себе может снизить сердечный ритм.

Ученые из Университета Эксетера и Оксфордского университета провели эксперимент с участием студентов. Он показал, что более щадящее отношение к себе в сравнении с конкурентным способно улучшить физические показатели. Работа опубликована в журнале Clinical Psychological Science.

Всего в эксперименте участвовали 135 студентов. Их случайным образом разделили на пять групп. Каждой группе проигрывали уникальную аудиозапись, окрашенную в определенный эмоциональный стиль. Две из них посвящались самосостраданию (self-compassion) и призывали лояльно относиться к самому себе. Одна носила однозначно негативный характер, другая подавала нейтральную информацию, а третья внушала соперничество.

Каждая из аудиозаписей длилась 11 минут. В течение этого времени авторы измеряли сердечный ритм добровольцев с помощью электрокардиографии и следили за потоотделением. По завершении аудиодорожки участники заполняли несколько анкет: на определение депрессии и на оценку самосострадания и самокритики. Затем исследователи сравнили результаты.

Положительные психические тенденции показали три группы: две, в которых призывали к самосостраданию, и одна, в которой культивировали соперничество. Однако физиологические показатели студентов оказались лучше только в первых двух группах. По сравнению с остальными у них снизилось потоотделение и уменьшилась частота сердечных сокращений в среднем на два-три удара в минуту. Куда большую стабильность продемонстрировала и вариабельность сердечного ритма — временная разница между двумя последовательными сокращениями сердца.

Один из авторов работы Уиллем Куйкен (Willem Kuyken) рассказал, как открытие поможет в будущем:

«Эти результаты улучшат наше понимание показателей клинических исследований, в которых мы демонстрируем, что люди с рецидивирующей депрессией эффективнее выходят из нее при когнитивной терапии, основанной на самосострадании».

В дальнейшем ученые планируют полностью переключиться на пациентов с рецидивирующей депрессией и узнать, насколько такие когнитивные методики могут объективно улучшить их физические состояние.

В прошлом году международная группа исследователей провела метаанализ 49 работ, который показал, что физическая активность предотвращает развитие болезни.