• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
26.07.2017
Редакция Naked Science
817

Психологи выяснили, какие подарки лучше

Психологи из Университета Карнеги — Меллон показали, что люди склонны переоценивать пользу практичных подарков.

gift
©Wikipedia / Автор: Дмитрий Жуков

Важным компонентом социальной коммуникации выступают подарки. По содержанию они могут подразделяться на утилитарные (практичные) и сентиментальные. Предполагается, что первые более универсальны и в случае соответствия индивидуальным предпочтениям адресата — предпочтительны. Эмоциональные подарки, в свою очередь, не применимы в повседневной жизни, однако также могут обладать высокой субъективной значимостью. Несмотря на то, что теоретически эти категории предметов допускают сопоставление и взаимную замену, часто их польза коррелирует отрицательно. Так, люди, которые выбирают практичные подарки, менее склонны к эмоциональным, и наоборот. Авторы новой работы выяснили, почему.

 

Для этого ученые провели три эксперимента. На первом этапе респондентов разделили на две группы. По легенде, они должны были выбрать подарок для себя или реального друга по случаю Дня рождения или отъезда: плакат с фотографией любимого музыканта (утилитарный) или небольшой совместный снимок, сделанный во время вечеринки (сентиментальный). Затем они оценили социальную близость с приятелем. Как и ожидалось, участники, которые выбирали подарок для друга, значительно чаще (в 63,2 процентах случаев) предпочитали практичную вещь, тогда как получатели в День рождения рассчитывали на субъективно значимую (в 78,8 процентах случаев). В случае отъезда тенденция сохранялась, но на этот раз сентиментальный подарок был более актуален.

 

Исследователи предположили, что решение о выборе того или иного типа подарка может быть связано с избегающим поведением. Чтобы проверить гипотезу, они попросили часть тех же испытуемых описать случаи, когда они шли на риск и потерпели неудачу или достигли успеха. После этого каждый доброволец представлял снимок, на котором он изображен вместе с другом детства на красных велосипедах. По сценарию, им необходимо было выбрать подарок на День рождения друга: белый велосипед для взрослых того же производителя (утилитарный) или красный — другой компании, но внешне идентичный показанному. Результаты показали, что респонденты, которые перед этим вспомнили положительный опыт риска, были более склонны называть сентиментальный подарок.

 

На третьем этапе ученые привлекли к работе романтических партнеров. Один из них выбирал подарок другому — сентиментальную вещь или подарочный сертификат на 25 долларов в любимый магазин. Затем процедура повторялась с получателем. Как и в первом эксперименте, первый испытуемый предпочитал субъективно значимый предмет существенно реже, чем ожидал второй.

 

По словам авторов, полученные данные подтверждают, что люди склонны преувеличивать пользу утилитарных подношений. Эффект может объясняться неуверенностью относительно предпочтений получателя подарка.

 

Статья опубликована в The Journal of Consumer Psychology.

Ранее исследователи обучили искусственную нейросеть выбирать универсальные подарки.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 20:00
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Вчера, 11:07
Редакция Naked Science

Ты Достигарий, Стронций или Свершениум? Пройди тест и узнай, какой ты элемент из таблицы НейроМенделеева. Если ответишь на все семь вопросов, сможешь получить подарок лично от учёного.

Позавчера, 14:31
Юлия Трепалина

Американские ветеринары на протяжении года следили за домашними собаками, которых перевели на веганскую диету. О том, как сбалансированное растительное питание повлияло на здоровье животных, ученые рассказали в недавно вышедшем исследовании.

Позавчера, 20:00
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

21 апреля
Мария Азарова

Авторы нового исследования выявили три фактора, ответственные за так называемый алкогольный блэкаут — распространенное последствие употребления спиртных напитков, когда человек сталкивается с провалами в памяти.

Позавчера, 18:01
Алиса Гаджиева

Авторы нового исследования изучили геномы людей, живших на территории Аварского каганата времен его расцвета, и составили их родословные.

Позавчера, 20:00
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

8 апреля
Василий Парфенов

Режим работы, количество трудовых часов в неделю и экономическую стабильность профессии прочно ассоциируют с благополучием человека. Количественно и качественно определить эти взаимосвязи получается редко — нужны большие выборки респондентов и длительное время наблюдений. Автор новой научной работы использовал долговременное исследование более чем семи тысяч американцев, чтобы выявить основные эффекты паттернов трудовой деятельности на психическое и физическое здоровье работающих людей.

28 марта
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: