Пилотируемая длительная миссия на Марс должна будет включать человека с хорошим чувством юмора — Naked Science

Антрополог из Университета Флориды приводит доводы в пользу того, что для длительных космических миссий, таких как полет экипажа на Марс, потребуются члены экипажа с хорошим чувством юмора, чтобы налаживать микроклимат команды и разряжать обстановку на опасном расстоянии от Земли.

image00_

«Для подобных миссий будут очень необходимы люди, которые способны собрать всех вместе, преодолеть разрыв, когда возникнет напряженность, приободрить и поднять боевой дух. Когда вы живете с другими в замкнутом пространстве длительный период времени, как, например, во время полета на Марс, будет возникать напряженность, которую так или иначе необходимо снимать», — утверждает Джеффри Джонсон (Jeffrey Johnson), который работает с NASA над изучением важности юмора во время длительных космических полетов.

Прежде чем обратиться к космической сфере и заняться космонавтами, Джонсон провел несколько лет, изучая другую изолированную группу — научных работников в Антарктике, которые много времени проводили в изоляции. В ходе своего исследования ученый обнаружил, что люди с хорошим чувством юмора, умеющие вовремя и смешно пошутить, имеют решающее значение для формирования связей в напряженных условиях. Он также показал, что это было одинаково актуально на базах разных стран: США, России, Польши, Китая и Индии. По его словам, эти роли неформальны и появляются внутри группы, но интересно то, что, если в команде есть правильная комбинация психотипов, группа справляется со своим заданием очень хорошо, а если нет — наоборот, работает плохо.

В миссии на Марс задержки в связи могут достигать 20 минут, а восьмимесячный полет лишает космонавтов своевременной медицинской помощи и других благ цивилизации, поэтому, по словам Джонсона, для миссии важно иметь такого человека, который смог бы сохранить здоровую атмосферу в команде и помочь ей благополучно завершить работу.

Сейчас Джонсон работает с NASA, пытаясь выяснить степень необходимости людей с чувством юмора для успеха долгих космических миссий. До настоящего времени он наблюдал лишь за четырьмя группами астронавтов, которые провели от 30 до 60 дней в фиктивной космической среде обитания агентства — Аналоговом изучении человеческих исследований (Human Exploration Research Analog, Hera) в Хьюстоне, штат Техас. По словам исследователя, еще норвежский мореплаватель Роальд Амундсен оценил важность такого человека в экспедиции. В 1910 году в путешествие на поиски Южного полюса Амундсен взял на борт корабля веселого шеф-повара Адольфа Линдстрема, зная, что его жизнерадостность и харизма снимут общий стресс от тоски по дому и долгих полярных ночей. «Он оказал большую и более ценную услугу норвежской полярной экспедиции, нежели любой другой человек», — отметил позже Амундсен в дневнике.

NASA планирует пилотируемую миссию с облетом вокруг Луны в 2023 году в рамках подготовки к полету с экипажем на Марс уже в 2033 году. Российские и китайские космические агентства планируют полеты космонавтов с 2040 года. Частные предприятия, такие как SpaceX Илона Маска, также нацелены на марсианские миссии.