Исследователи заявили о резком снижении уровня человеческого интеллекта — Naked Science
13.06.2018
Редакция Naked Science

Исследователи заявили о резком снижении уровня человеческого интеллекта

Ученые из Норвегии пришли к выводу, что люди «глупеют». Ограниченность выборки, впрочем, не позволяет с уверенностью применить полученные результаты для всей Земли.

07a0b6fab084

Тезис о постепенном снижении уровня человеческого интеллекта далеко не новый. Несмотря на то что цивилизация систематически накапливает знания, отдельно взятые люди не становятся более интеллектуально развитыми. Некоторые ученые даже полагают, что современный человек проигрывает по ряду умственных показателей кроманьонцу. Это связывают с тем, что жителям Земли XXI века уже не приходится ежедневно бороться за свое выживание, что в значительной мере нивелирует эволюционную роль естественного отбора.

Любопытнее другое. Все чаще звучат заявления о том, что человечество «стремительно глупеет». Этот сомнительный, на первый взгляд, тезис в очередной раз подтвердили норвежские ученые из Центра экономических исследований Ragnar Frisch. Они провели анализ результатов IQ-тестов 730 тысяч людей, которые поступили на военную службу в 1970-2009 годах. Согласно им, за одно поколение уровень интеллекта падал в среднем на семь пунктов, что, безусловно, очень серьезный показатель. В качестве причин ученые рассматривают экологические проблемы, а также изменения образа жизни. Речь, в частности, идет о компьютерных технологиях.

Некоторые уже успели подвергнуть исследование критике, указав на ограниченность выборки. Полученные результаты действительно нельзя применить в отношении всего населения планеты. Однако ранее другая группа ученых уже приходила к аналогичным выводам. Так, исследователи сравнивали уровень образованности современных людей и жителей Викторианской эпохи с 1837 по 1901 год. Согласно результатам, тогда человек был более развит и изобретателен.

Программа, анализирующая психофизические данные, показала, что скорость реакции мужчины в 1889 году равнялась 183 миллисекундам, в то время как сегодня этот показатель — 253 миллисекунды. В случае с женщинами показатели составили 188 и 261 миллисекунду соответственно. Специалисты также выяснили, что каждое десятилетие IQ падал на 1,23 балла, а за полтора века снижение составило 14 баллов. По мнению экспертов, при такой динамике человек может со временем опуститься до уровня развитой обезьяны.

Ранее, напомним, другая группа ученых доказала, что интеллект на 50-80% передается по наследству.